21 октября 2021 17:58

Только вперёд

Нужно возродить инвентарный парк грузовых вагонов в ОАО «РЖД» – такое предложение выдвинул на недавнем Евразийском транспортно-логистическом форуме представитель одной из крупных промышленных компаний. Желание грузовладельца понятно: он хотел бы продавать свою продукцию по рыночным ценам, а покупать транспортную услугу по гостарифам.

Вообще-то существующая правовая база отнюдь не запрещает ОАО «РЖД» владеть грузовыми вагонами, хотя действительно обязывает использовать их только по ставкам Прейскуранта 10-01.

Но кому будет выгодно, если в самом деле сегодня повернуть реформу вспять и возродить инвентарь? ОАО «РЖД» от такой меры светят лишь неприятности. Ставки вагонной составляющей Прейскуранта 10-01 безнадёжно устарели и не отражают ни затрат, ни спроса. Работать по ним – нести заведомый убыток. Но если ФСТ всё же войдёт в положение и существенно их увеличит, то частные операторы не замедлят гибко отреагировать и установить более конкурентоспособную цену, а значит, инвентарный парк начнёт простаивать. Сплошные потери.

Но и грузовладелец при этом ничего не выиграет. С повышением цены дешёвого вагона он не получит. Более того, если для лучшей управляемости ситуацией не часть, а весь подвижной состав отправить опять в разряд инвентарного, то грузовладелец не получит не только дешёвого, а вообще никакого вагона. Ведь и теоретически, и практически давно доказано, что перевод товара или услуги на регулируемые цены порождает неизбежный дефицит и необходимость фондирования, то есть ручного распределения, этих продуктов. Возможно, так называемым аффилированным структурам что-то и будет перепадать, но только не всем желающим. Что же придётся делать грузовладельцу? Да либо покупать собственные вагоны, либо обращаться к тому, кто уже купил и предлагает их под погрузку. Вот мы и возвратились в начальную точку реформы. Так стоит ли тогда поворачивать историю?

Нет, конечно. Наоборот, в вопросах управления приватными парками надо идти не назад, а вперёд, обновляя правовую базу и применяя современные инструменты. Нужны новые правила перевозок, особенно в части порожнего пробега, унификация тарифов, создание вагонной биржи, применение агентских договоров, консолидация операторского бизнеса и т.д. Всё это предусматривается в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31