21 апреля 2021 04:52

Электрички отменяются

Челябинская область может остаться без пригородного сообщения

Власти Челябинской области направили во все муниципальные образования  предложения об увеличении автомобильного движения с тем, чтобы сократить железнодорожное сообщение.

С электричек пассажиров пытаются пересадить в автобусы
В правительстве области создаётся комиссия, которая пересмотрит маршрутную сеть пригородного движения в регионе. Её первое заседание состоится уже в апреле.

Первое предложение, которое уже родилось в недрах министерства, – отказаться от всех маршрутов электропоездов (а их восемь) от Кропачёва (ЮУЖД) до Аши (КбЖД). Этот участок обслуживает ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (БППК). В марте, по представленным расчётам, только за один месяц её убытки составили 4,5 млн руб. Выпадающие доходы другого перевозчика, ОАО «Свердловская пригородная компания», на которое приходится основная часть пригородных перевозок в Челябинской области, и того больше – 120,1 млн руб.
«Для обеспечения безубыточной работы обеих компаний финансирование из областного бюджета должно составить около 1,5 млрд руб., а у нас на 2011 год запланировано всего 82,3 млн руб. Этих средств не хватит и на один месяц», – сетует начальник отдела транспорта и связи министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Валерий Усанов.

По его словам, Минфин России обещал помочь рассчитаться с перевозчиками и взять на себя половину выпадающих доходов операторов. Ещё в ноябре прошлого года, учитывая недостаточность средств, предусмотренных областным бюджетом, губернатор Челябинской области Михаил Юревич направил в Минфин письмо с предложением о включении в проект федерального бюджета на 2011 год дополнительных целевых субвенций для области. До настоящего времени решения о выделении региону дополнительных средств не поступило.

В такой ситуации администрация области могла бы пойти на изменение тарифа.

Но за последние годы он возрос более чем в два раза. Это повлияло на снижение количества пассажиров и определило развитие обслуживания населения автомобильным транспортом.
«Нынешний тариф за одну зону в электропоездах составляет 14 руб. Но, по расчётам компаний, расходы по перевозке пассажиров составляют у Свердловской компании – 4,4 руб. за один километр, а у Башкортостанской – 11 руб. При этом безубыточный пригородный и междугородный тариф, применяемый предприятиями автомобильного транспорта, составляет 1,2–1,6 руб. за километр», – отмечает Валерий Усанов.

Экономически обоснованный БППК тариф – 110,5 руб. за одну зону, при этом пассажиры платят по утверждённому в Челябинской области тарифу – 14 руб.
«Область подвергает сомнению наши расчёты, – объясняет генеральный директор БППК Эдуард Гизитдинов. – Но затраты, которые несёт компания, одинаковы – везём мы семь человек или полный поезд. Мы платим за оказание услуг инфраструктуры, за аренду подвижного состава, содержим персонал, у нас есть обязательства. В Челябинской области компания имеет только расходы. За I квартал от неё не получено ни копейки».

Если от области не будет поддержки, то компания просто не сможет обслуживать её территорию. «Экономически от потери этого участка компания не пострадает, а вот социальная ответственность за то, что население не получит железнодорожного транспортного обслуживания, в соответствии с законодательством останется за регионом», – добавляет Эдуард Гизитдинов.

«По нашим расчётам, чтобы заменить электрички автобусами, исходя из числа перевезённых по железной дороге пассажиров, необходимо 400 оборотных автобусных рейсов», – констатирует Валерий Усанов и признаётся, что быстро организовать такую сеть будет непросто, к тому же переход на автомобильный транспорт приведёт к ухудшению ситуации на дорогах.

Автотранспортные предприятия, перевозящие пассажиров в пригороде, дотации из областного бюджета не получают. Как сообщили в правительстве области, 26 млн руб. в нынешнем году выделены автоперевозчикам лишь для перевозки льготной категории пассажиров на садово-дачных маршрутах. На перевозку садоводов-льготников электричками будет направлено 5 млн руб.

В Ашинском районе предложение об отмене пригородного движения не поддерживают. «Для многих электричка – единственное средство сообщения. На них люди ездят на работу. Не будет электричек – они могут потерять свои места и остаться без средств», – сказал «Гудку» начальник отдела по развитию инфраструктуры Ашинского муниципального района Эдуард Шалашов.

Как отмечает заместитель начальника службы предоставления услуг инфраструктуры Южно-Уральской дороги Анатолий Поздняков, если власти Челябинской области примут решение о сокращении числа электропоездов (а сейчас здесь ходят 54 пары поездов и пять рельсовых автобусов), то дорога потеряет пассажиров. Это усложнит и работу Южно-Уральской пригородной компании, которая уже создана и после получения лицензии, в середине года, приступит к перевозкам, сменив СПК.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск


Справка «Гудка»
    ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» работает на 57 маршрутах пригородных поездов в границах Башкирии, 22 – в Татарии, обслуживает участки железной дороги в Оренбургской и Челябинской областях.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30