11 апреля 2021 04:07

История вычислений

В Центральном музее железнодорожного транспорта представили образцы счётных машин

К проведению в ПГУПСе конференции «ИнтеллектТранс» работники старейшего отраслевого музея организовали экспозицию «Вычислительная техника на железнодорожном транспорте».

На железных дорогах применяли самые разные счётные приборы
Её материалы позволили наглядно проследить историю применения различных счётных приборов в отрасли, показать значение вычислительных средств в процессе управления перевозками.

Старший научный сотрудник музея Людмила Левандовская рассказала, что до конца ХIХ века в железнодорожном учёте и статистике применяли только счёты. Они были различных размеров и материалов – от миниатюрных карманных из дорогих сортов дерева или кости до гигантских образцов в рост человека.

В 1896 году петербургский изобретатель Вильгодт Однер на своём механическом заводе открыл серийное производство первых арифмометров собственной конструкции. Они могли выполнять четыре арифметических действия, поэтому правления русских железных дорог сразу же стали крупными покупателями этих счётных машин.

Надёжные и удобные в эксплуатации арифмометры под разными марками – «Феликс», «Союз», «Москва» и др. – выпускали до конца 1960-х годов. Позже им на смену пришли более производительные микрокалькуляторы, сначала электромеханические, затем электронные.

В 1959 году по инициативе члена-корреспондента АН СССР Александра Петрова во ВНИИЖТе организовали отделение вычислительной техники, которым он руководил 20 лет. Под руководством учёного на Московской железной дороге создали первую отраслевую систему автоматизированного учёта и управления перевозками на базе ламповых ЭВМ первого поколения «Урал».

К концу 1960-х годов подобные ВЦ, оснащённые полупроводниковыми ЭВМ «Минск», появились и на других магистралях. В 1975 году во ВНИИЖТе разработали генеральную схему развития АСУ железнодорожного транспорта.

Началось плановое переоснащение отраслевых вычислительных центров ЭВМ третьего поколения на интегральных микросхемах серии ЕС.

А к 2000 году средства вычислительной техники стали массово использовать на всех железнодорожных предприятиях. В настоящее время с помощью быстродействующих ЭВМ ежедневно решают десятки тысяч сложных задач по эффективному управлению процессом перевозок грузов и пассажиров.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30