16 апреля 2021 01:53

Время надежд

Космос как источник вдохновения

В 1957 году вместе с запуском первого космического аппарата в мировой лексикон входит слово «спутник». Он не только посылает звонкие сигналы, словно сообщая  Вселенной «мы здесь, мы шагнём ещё дальше и выше», но и вселяет в людей веру в светлое будущее.

Полёт Гагарина вселил в людей веру в будущее
«Космос как предчувствие». Так назывался вышедший шесть лет назад фильм Алексея Учителя об одном периоде в жизни нашей страны – с запуска первого спутника (1957) до полёта первого космонавта (1961). Для героев картины эти годы как время надежд, как предчувствие счастья, любви и свободы, всего того, что, по замыслу авторов фильма, составляет понятие «космос».

Финальные кадры картины возвращают зрителей к обыденному значению этого слова – Юрий Гагарин при многолюдной толпе отчитывается перед Хрущёвым за свой эпохальный полёт, во весь экран сияет его знаменитая голливудская улыбка.

Подвиг Гагарина в апреле 61-го стал переломным моментом в жизни огромной страны – в неё стремительно ворвался ветер перемен. Будто частичку безграничной космический свободы привёз он из околоземного пространства, обозначив начало эпохи шестидесятников. Именно тогда во весь голос зазвучали ныне знаменитые имена – Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Солженицына, «Звёздные мальчики», ровесники первого космонавта, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Василий Аксёнов, как и их соратники по кино и театру, совершали в эти годы необыкновенный прорыв в неизведанные дали творчества.

Искусство было их космосом. В этих сферах шестидесятники становились первопроходцами, совершали открытия, постигали тайны земных отношений, исследовали духовный мир людей, среду их обитания. Буквально космический успех сопутствовал в 60-е годы режиссёрам – Юрию Любимову, основавшему Театр на Таганке, Андрею Тарковскому, автору киноленты «Андрей Рублёв», Элему Климову, снявшему комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Новаторскими поисками прославились в эти годы композитор Альфред Шнитке, художник Илья Глазунов, поэты Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.

А кто из шестидесятников впрямую отметился космической темой? На память прежде всего приходит имя Владимира Войновича, автора романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Вот что в книге «Замысел» рассказывает об этом сам писатель, работавший в то время на радио:
«В день, когда был запущен в космос Юрий Гагарин, мне позвонили через несколько минут после старта. Когда Гагарин спустя девяносто минут вернулся на землю, Оскар Фельцман уже писал музыку к моим словам, посвящённым этому событию».

Песня называлась «Вращается планета», но она не имела такого успеха, как их первое совместное сочинение – «Я верю, друзья, караваны ракет…».

Когда в годы застоя у писателя Войновича начались проблемы с властями, его начали наказывать «за плохое поведение», запрещая книги, пьесы и киносценарии. А вот песню «На пыльных тропинках…» продолжали исполнять. Правда, без упоминания имени автора текста. «Лет через двадцать, – рассказывает Войнович, – когда я стал опять разрешённым писателем, на песню эту тоже опала окончилась. Но народ запел уже новые песни...»

Если космос для прозаика Владимира Войновича дал возможность испытать свои силы в поэзии, то для Евгения Евтушенко он в буквальном смысле стал взлётной площадкой в большое кино.

Поэт давно мечтал об актёрской работе, дважды участвовал в пробах у известных режиссёров – сначала у итальянского мастера Паоло Пазолини, который видел его в роли Христа в фильме «Евангелие от Матфея», потом у Эльдара Рязанова, который предложил ему заглавную роль в картине «Жизнь Сирано де Бержерака». Обе попытки по разным причинам не увенчались успехом.

Актёрский дебют Евгения Евтушенко состоялся в двухсерийной художественной ленте «Взлёт» (1979). В этом фильме режиссёра Саввы Кулиша он сыграл главную роль – К.Э.Циолковского.

«Взлёт» открыл поэту дорогу в кино – Евгений Евтушенко как режиссёр снял две полнометражные картины – «Детский сад» (1983) и «Похороны Сталина» (1990).

Известно, космонавты – народ мужественный, но весьма суеверный. Многие из них считают: чтобы старт космического корабля прошёл успешно, ему должны предшествовать некие необычные ритуалы. Например, за сутки до старта принято смотреть фильм «Белое солнце пустыни».

Этой традиции уже более 30 лет. А связана она с трагической страницей в истории отечественной космонавтики: гибелью 30 июня 1971 года при возвращении на землю экипажа в составе Добровольского, Волкова и Пацаева.

Когда очередной полёт на «Союзе-12» прошёл благополучно, космонавты выяснили, что накануне старта его экипаж смотрел фильм «Белое солнце пустыни». «И нам покажите эту картину», – заявил следующий экипаж. И с тех пор «предстартовый» показ фильма Владимира Мотыля превратился в традицию. «Тот, кто не смотрел «Белое солнце пустыни» хотя бы пять раз, – шутят космонавты, – к полёту ещё не готов». После просмотра, как правило, проводится викторина, в ходе которой члены каждого нового экипажа отвечают на сотни связанных с картиной вопросов, например, на такой: «Как звали третью жену Абдуллы?»

Между тем у Олега Котова, командира космического корабля «Союз ТМА-17», своя версия, почему космонавты перед стартом смотрят этот культовый фильм. Они, оказывается, используют его в качестве учебного пособия для подготовки к съёмкам в заоблачных высотах. «Белое солнце пустыни» – эталон операторской работы», – говорит космонавт.

К съёмкам «Белого солнца пустыни», который станет любимым фильмом космонавтов, шестидесятники Владимир Мотыль и Эдуард Розовский приступили в январе 1968 года. За два месяца до гибели Юрия Гагарина.

Юрий Акимов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30