16 апреля 2021 06:07

Сейсмичность под контролем

В Северо-Муйском тоннеле используют интеллектуальные системы управления

При эксплуатации сложных технических объектов транспортной инфраструктуры необходимо применять новейшие системы управления.

Учёные обеспечили надёжную эксплуатацию уникального сооружения
Учёные СГУПСа внедрили подобную разработку в Северо-Муйском тоннеле (Восточно-Сибирская дорога), имеющем протяжённость 15,3 км. Как сообщил заведующий кафедрой вуза профессор Валерий Хабаров, этот объект представляет собой комплекс конструкций, дренажных и водоотводных устройств, вертикальных и горизонтальных выработок, а также различного оборудования, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию.

Уникальность тоннеля заключается в сочетании климатических, геотектонических и инженерно-геологических условий. Он находится в зоне высокой сейсмичности до 8–10 баллов, проложен в скальных породах всех видов, в условиях вечной мерзлоты и тектонических разломов.

Формированию микроклимата в нём способствуют условия рельефа, открывающие доступ холодным арктическим массам воздуха с севера. Всё это создаёт сложнейшие условия эксплуатации данного сооружения. Сотрудники СГУПСа разработали для него комплекс организационных и программно-технических средств, нацеленных на обеспечение эффективной работы тоннеля.

Ряд систем удерживает заданные значения климатических параметров с помощью специального оборудования (вентиляторов, калориферов, портальных ворот, задвижек, систем пожаротушения, энергоснабжения и др.). Например, система микроклимата автоматически определяет концентрацию вредных газов в атмосфере тоннеля. Предусмотрен подогрев воздуха и воды в лотках с целью исключения обледенения устройств, а также контроль водоотводных и дренажных устройств.

Для геотехнического мониторинга используют 24 скважины с приборами для измерения гидростатического давления. Система контроля устройств сигнализации позволяет в реальном масштабе времени следить за положением поезда в тоннеле, показаниями светофоров, портальными воротами.

Важнейшие параметры объекта (микроклимат, сейсмика, энергетика, пожарная безопасность) регистрируются с помощью датчиков, чьи показания хранятся в базе данных и служат информацией для принятия решений управляющим персоналом. Предусмотрен также автоматический режим управления.

На мониторах диспетчерского поста представлены план тоннеля, его геология, дефекты, техническое оснащение, данные видеонаблюдения и другая информация в динамике.

По мнению Валерия Хабарова, внедрение интеллектуальных систем управления позволяет обеспечить эффективное и оперативное управление технологическими процессами текущего содержания тоннеля, получать объективную оценку технического состояния его конструкций.

Благодаря этому специалисты могут проводить своевременный и оптимальный выбор оздоровительных и ремонтных мероприятий. Тем самым повышается надёжность и долговечность сооружения, а также безопасность движения поездов по нему с установленными скоростями.

Андрей Стрельцов
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30