11 апреля 2021 18:44

ФАС на страже

Операторские компании опасаются попасть под контроль антимонопольного ведомства

На Евразийском транспортно-логистическом форуме Федеральная антимонопольная служба России представила свой вариант проекта изменений в закон «О естественных монополиях».

Изменение железнодорожного рынка потребует внимания антимонопольного ведомства уже не только к РЖД
Как пояснила заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России Светлана Зиновьева, в поправках, переданных в правительство, в частности, идёт речь об уточнении понятия «субъект естественной монополии», порядке внесения субъектов в соответствующий реестр, взаимосвязи их с компаниями, доминирующими на рынке. А также вводится новое определение порядка контроля экономической концентрации.

Однако ряд операторов железнодорожного подвижного состава полагают, что ФАС может распространить свою деятельность и на их компании, поскольку в процессе консолидации операторского рынка грузовых железнодорожных перевозок они вполне могут подпасть под определение доминирующего хозяйствующего субъекта, доля которого превышает 35% конкретного рынка. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю свыше 35%, включены такие компании, как ПГК, «ТрансКонтейнер», «Рефсервис», «Русагротранс».

Председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев отметил, что ряд грузоотправителей поддержали бы ценовое регулирование вообще всех операторских компаний, поскольку сами оказались не вполне готовы работать в рыночных условиях. «Но тогда железнодорожный транспорт лишится инвестиций в вагоны, и лет через пять всё опять придёт к тому состоянию, что не будет хватать вагонного парка», – говорит Александр Елисеев.

Начальник управления маркетинга и тарифной политики ОАО «Первая грузовая компания» Виктор Воронович замечает, что монополия может появляться и не только при увеличении определённой доли рынка. «Некоторые компании, принадлежащие крупным производителям, возят продукцию по монопольно низким ценам, и той же ПГК в этот сектор никак не проникнуть. Давайте регулировать тогда их тоже», – говорит Виктор Воронович.

Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев полагает, что ФАС придётся в случае с операторами контролировать каждую конкретную перевозку, рассматривая ситуацию с антимонопольной точки зрения в разных сегментах транспортного рынка и на разных направлениях перевозок грузов. Такие полномочия у ведомства есть, говорит вице-президент РЖД, но он не уверен, что при этом нужно увеличить штат проверяющих.

В то же время в ФАС говорят, что оснований для беспокойства у операторов нет. «Методы ведения реестра не изменятся, и сама покупка крупного актива не означает немедленного включения в этот документ, – говорит Светлана Зиновьева. – Появление в нём новых компаний возможно лишь по результатам анализа рынка, и всё решается в каждом конкретном случае».

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30