16 октября 2021 07:54

Геофизика в помощь

Весенний паводок – предсказуемая стихия, и подготовиться к нему возможно

Путейцы Горьковской дороги завершили подготовку к предстоящему весеннему паводку. После прошедших в начале апреля учений по развёртыванию противоразмывных поездов на дороге объявлена стопроцентная готовность.

Александр Новиков, заместитель начальника службы пути по инженерным сооружениям Горьковской дирекции инфраструктуры
Весенний паводок не является какой-то непредсказуемой стихией, которая обязана снести всё живое на своём пути, как в мифе про Всемирный потоп. Да, если ничего не делать, возможно, так и получится. Но на Горьковской дороге подготовка к паводку началась уже в 2010 году. Учитывали каждый миллиметр выпавшего снега, его поведение в разных геофизических условиях. В зимний сезон, где полагается, проводили своевременную уборку.

По прогнозу дорожной геофизической станции паводок 2011 года ожидается более обильным, чем обычно, так как определяющие его параметры выше средних многолетних значений.

В Кировском и Ижевском регионах превышение нормы выпавших осадков не выше 0,5 м. Относительно спокойно будут разливаться и затем приходить в норму такие обычно капризные реки, как Чепца, Ветлуга и Кама.

Тревожнее складывается ситуация в Горьковском, Муромском и Казанском регионах, где увлажнение почвы превышает норму на 10–30%. Вот здесь действительно высота снежного покрова превышала обычную в два-три раза.

Поднимутся выше среднего уровня такие реки, как Клязьма, Пьяна, Теша и Алатырь. Максимальные запасы воды в снежном покрове составили в бассейне Оки 175%, Суры – 191% к многолетней норме.

Паводок неизбежен, но его последствия необходимо минимизировать
В сущности, главным физическим фактором, от которого зависит пропуск воды через дренажную систему, является глубина промерзания почвы. Зима была снежная, но не холодная, именно поэтому талая вода не будет скапливаться на поверхности и размывать путевой балласт. А потом также не будет резко проваливаться в почву, тем самым вызывая сильный подъём грунтовых вод, а это особенно опасно там, где развиты карстовые процессы. Она будет постепенно фильтроваться в горизонты грунтовых вод.

Однако независимо от прогнозов – даже и благоприятных, мы готовы к любому варианту развития событий. Служба путевого хозяйства заготовила в полном объёме и распределила по дистанциям пути все необходимые расходные материалы – бутовый камень, щебень, цемент, пиломатериалы.Монтёры пути обеспечены инструментом и спецодеждой.

Помимо 34 противоразмывных поездов, на каждый регион выделено пять гружённых щебнем «вертушек» по 20 вагонов в каждой с постоянной дислокацией на станциях Доскино, Арзамас-2, Яр, Зелёный Дол и Канаш. Участки, где возможен размыв, очищены от снега и льда полностью. Совместно с МЧС мы обследовали прилегающие к линиям плотины и водохранилища, чтобы выяснить толщину льда и уровень воды в них. Дренажная система проверена полностью. На всём протяжении дороги объявлен запрет на какие-либо строительные работы, связанные с каким-либо перемещением грунта.

В жизни, конечно, всё бывает, и полагаться на прогноз было бы слишком самонадеянно. Одновременно с нами допаводковые мероприятия завершила Горьковская дирекция по ремонту пути. В каждой ПМС имеются «вертушки», расходный материал, необходимое количество путевой решётки. В случае возникновения критической ситуации тут же придут на помощь восстановительные поезда дороги.

Не сказал бы, что технологически в противопаводковых мероприятиях что-то кардинально изменилось. Хотя подход к делу всё более встаёт на научную основу, всё тщательнее проводится геофизический мониторинг. Такой анализ даёт более точный результат.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31