14 апреля 2021 15:56

Деньги в воздух

Железнодорожникам нужны равные условия

Вчера на оперативном совещании, проводимом главой РЖД Владимиром Якуниным, вице-президент компании Михаил Акулов рассказал о причинах снижения объёма пассажирских перевозок Калининградской дорогой.

В борьбе за пассажиров должны быть созданы равноправные условия для всех видов транспорта
По итогам первых трёх месяцев этого года доля РЖД в перевозке калининградских пассажиров уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 8% – с 25,6 до 17,7% в этом году.

По словам Михаила Акулова, в конце декабря правительство области издало постановление о введении в 2011 году субсидирования авиационных перевозок в Москву и Санкт-Петербург по схеме, применяемой на Дальнем Востоке. Скидку получают пассажиры до 23 лет и старше 60 лет.

Годом ранее авиаперевозки в Москву увеличились на 36%, в Санкт-Петербург – на 19%. А железнодорожные, рассказал Михаил Акулов, – всего на 3%.

Калининградская дорога намерена сокращать поезда, чтобы обеспечить безубыточность.

Комментируя выступление вице-президента, Владимир Якунин заявил, что РЖД не намерены нести убытки на этом направлении. «Я поддерживаю необходимость работы авиаперевозчика. Но создаются неравноправные условия для работы железнодорожного транспорта и авиатранспорта».

После таких решений не стоит удивляться, что на железных дорогах сокращается объём перевозок пассажиров, считает глава РЖД.

Между тем, как стало известно «Гудку», Минтранс намерен расширить практику субсидирования авиаперевозчиков. Ведомство готовит проект поправок в Воздушный кодекс, определяющих понятие социально значимых авиаперевозок. Это воздушное сообщение «между населёнными пунктами, находящимися в границах региона, при отсутствии железнодорожного сообщения между этими пунктами». Региональным властям предлагается дотировать его.
«Особенно значительна роль авиации в транспортном обеспечении регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, – заявили в Минтрансе. – Однако воздушные перевозки, особенно в местном сообщении, являются убыточными для коммерческих авиакомпаний или не обеспечивают необходимого уровня ценовой доступности воздушного транспорта».

Между тем ещё в прошлом году Минтранс предлагал распространить опыт субсидирования перевозок из Сибири и с Дальнего Востока на железнодорожный транспорт. Правда, как рассказали «Гудку» в пресс-службе ведомства, дальше переговоров эта идея не продвинулась.

Но в общем же государство субсидирует дальние пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах. На их компенсацию, по данным Минтранса, в федеральном бюджете на 2011 год предусмотрено 30 млрд руб. Между тем в департаменте пассажирских сообщений ОАО «РЖД» считают, что необходимо дополнительно как минимум ещё 7 млрд руб.

Тем временем на Дальнем Востоке авиация уже усиливает борьбу за пассажиров.

И.о. начальника Дальневосточного филиала ФПК Александр Караев отметил, что авиаперевозчики предлагают жителям перелёты в западную часть страны по льготной цене. «Предложения некоторых авиакомпаний, предусматривающие низкие тарифы, действуют в течение всего года. Мы работаем в условиях усилившейся конкуренции», – отметил Александр Караев.

Он сомневается, что если речь зайдёт и о субсидировании всех социально значимых перевозок, у региональных властей удастся получить деньги. «Возьмём пригородное движение. Только один Сахалин на 100% готов возмещать выпадающие доходы, остальные регионы компенсируют потери лишь частично, а некоторые и вовсе отказываются субсидировать перевозки», – рассказал Александр Караев.

Вместе с тем, специалисты РЖД считают, что проблема не в дотациях отдельных маршрутов. Компания ждёт принятия законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в России», который кардинально изменит систему субсидирования как дальних, так и пригородных железнодорожных перевозок. Согласно документу федеральные или региональные власти, исходя из потребностей населения, будут размещать госзаказ на необходимый объём общественно значимых перевозок, их качество и стоимость, а потом заключать контракт с компаниями-перевозчиками, – пояснил заместитель начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Максим Артемов.

Минтранс внёс соответствующий законопроект в правительство ещё в августе 2010 года.

Пока же эксперты считают, что практика Минтранса по субсидированию перевозок не должна распространяться лишь на один вид транспорта. Это может привести к дискриминации железнодорожников.
«Если государство будет компенсировать авиакомпаниям часть издержек и субсидируемые рейсы станут рентабельными, то перевозчики, скорее всего, снизят тарифы по остальным, не субсидируемым направлениям. При этом скидка будет равна сумме государственной компенсации», – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Маргарита Верховская
Павел Усов,
соб. корр. «Гудка
Хабаровск
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30