21 октября 2021 21:31

Росстат задумался над логистикой

Статистическая служба создаёт новый транспортный показатель

Реформа официальной статистики, которая идёт уже пять лет, предполагает и изменения в наблюдениях за транспортной отраслью.

Александр Кевеш, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики
– Планирует ли Росстат в ближайшее время начать вычисление новых транспортных показателей?
– Сейчас в рамках реализации ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах» ведётся работа по созданию методологической основы для организации статистического наблюдения за логистическими центрами и операторами. В результате наша служба сможет предоставлять сведения по таким показателям, как количество мультимодальных перевозок, их структура, грузооборот.

– Когда можно ждать первых публикаций этой информации?
– Мы уже провели пилотное обследование логистических центров в четырёх субъектах Российской Федерации. Оно показало, что транспортная логистика находится на начальной стадии становления. При этом предложенная нами система показателей вызывает у респондентов большие трудности при заполнении, что может негативно отразиться на полноте и качестве собираемой информации. Поэтому сейчас идёт работа по совершенствованию статистического инструментария. А в дальнейшем планируется провести пилотное обследование в 15 субъектах РФ, представляющих все федеральные округа. По результатам этой работы в 2012 году будет решаться вопрос об организации статистического наблюдения за транспортной логистикой на постоянной основе.

– В чём заключается полезность такой информации?
– Она позволит оценить эффективность использования транспортной инфраструктуры, оптимизировать расходы по обслуживанию производственно-сбытовых цепочек, определить оптимальные направления для инвестиций.

– За последние годы российская статистика претерпела серьёзные изменения. Какие перемены произошли в транспортных показателях?
– Одной из особенностей статистики транспорта была и остаётся традиционность основных показателей. Изменения касаются лишь детализации показателей по различным признакам.

– Ранее вы говорили, что грузооборот железных дорог хорошо коррелирует с объёмом промышленного производства, особенно в сырьевых отраслях. Какие ещё показатели транспорта могут служить инструментом для анализа состояния экономики страны в целом, тенденций в определённых отраслях?
– На наш взгляд, исходя из особенностей географического положения России, «интересными» показателями являются средняя дальность перевозки грузов с учётом их структуры по категориям, а также пассажирооборот и его распределение по видам транспорта. Последний показатель отражает не только благосостояние населения, но и позволяет оценивать усилия правительства по созданию условий для обеспечения гражданам, проживающим в Дальневосточном регионе, возможности приезжать в Центральную Россию.

– В сентябре 2009 года наше издание представило собственный транспортный индикатор – КАРГО-индекс. Насколько, на ваш взгляд, этот инструмент полезен для анализа состояния реального сектора экономики?
– Это замечательно, что «Гудок» в отличие от многих других изданий не просто публикует обзоры экономики, но и реализует собственные аналитические разработки. Безусловно, предложенный вами КАРГО-индекс отражает состояние реального сектора экономики. Однако мне сложно оценить его объективность, так как Росстат не осуществляет расчётов специализированных транспортных индикаторов.

Беседовала Юлия Громадская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31