21 апреля 2021 08:16

Почти вплавь

Водохранилище может подтопить дорогу

Запланированный подъём уровня Чебоксарского водохранилища может отрицательно сказаться на работе Горьковской магистрали. Сейчас железнодорожники оценивают возможные последствия такого решения.

Железная дорога может выдержать только временное, а не постоянное подтопление
В правительство Нижегородской области из ОАО «РусГидро» пришло техзадание по завершению разработки документации для подъёма уровня водохранилища до максимума.

Чебоксарское водохранилище заполнено в 1980–1982 годах до отметки 63 м. Довести его до проектных 68 м помешала сначала неготовность сооружений, затем протест Нижегородской области и Республики Марий Эл. В итоге строительство Чебоксарской ГЭС считается незавершённым – она работает на 60%, недодавая в год 1,43 млрд кВт/ч.

Потому энергокомпании и ратуют за подъём воды. «Не надо драматизировать, – уверяет заместитель директора ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» Алексей Давыдов. – При сбросе воды на Горьковской ГЭС уровень воды в Нижнем Новгороде порой и сейчас достигает 68 м, а во время половодья может даже превышать его на четыре метра».
«Это так, – говорит главный геолог ФГУП «Волгагеология» Олег Богатырёв. – Но стабильное повышение уровня может вызвать подъём грунтовых вод и активизацию карста».

Начальник службы технической политики Горьковской дороги Сергей Ефремов конкретизирует: «В зоне критического подтопления оказываются важные станции – Балахна, Починки и Моховые Горы. Особенно уязвимы две ключевые станции дороги – Нижний Новгород-Московский и Нижний Новгород-сортировочный. Несколько раз за последние 20 лет при высоком паводке там возникали сбои. Не будем забывать и о подземных коммуникациях».

Заместитель начальника службы пути Александр Новиков отметил: подтопления увеличат интенсивность образования провалов втрое, а их размеры – на 20%. При этом за последние семь лет вблизи участка скоростного движения Сейма – Доскино зафиксировано 11 новых карстовых деформаций.

Подъём уровня водохранилища усилит оползневые деформации в районе моста на линии Нижний Новгород – Арзамас, что в оползневой зоне.

В ряде мест подтопления сделают невозможной эксплуатацию железнодорожных устройств. На участках Нижний Новгород – Дзержинск и Нижний Новгород – Заволжье их потребуется поднять на несколько метров. А это очень большие затраты.

Главный инженер Дирекции железнодорожных вокзалов Александр Фокин опасается за судьбу станции и построек в Муроме. Уже сейчас они подтапливаются, а в подвале вокзала уровень воды нередко достигает полутора метров. Тревогу вызывает положение узловых станций Сергач и Алатырь вблизи Суры и её притока Пьяны.

Руководство магистрали решило срочно собрать сведения о воздействии подъёма воды на дорогу. Они будут переданы проектировщикам с тем, чтобы решение о судьбе Чебоксарского гидроузла их учитывало.

Вадим Серов
Нижний Новгород

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30