21 октября 2021 20:49

Гарантии в ассортименте

На дорогах учатся выбирать социальные льготы и их получателей

По итогам первого полугодия на дорогах традиционно пройдут отчётные конференции по выполнению колдоговора. И впервые все дороги будут отчитываться о новом пункте, появившемся в коллективном договоре в этом году, – компенсируемом социальном пакете (КСП).

По просьбам дорог в компенсируемые услуги соцпакета включено питание в столовых, кафе и других заведениях общепита
На сегодняшний день дороги определили значимые категории персонала, которые получат право на КСП, выбрали ответственных за ведение работы по соцпакету на уровне подразделений и всего филиала, приступили к сбору заявлений от получателей КСП. А те, в свою очередь, выбирают, на что потратить лимит в 12 тыс. руб. (с учётом налогов – 13,8 тыс. руб.), – в их распоряжении список из 11 гарантий в меню «кафетерия».


Категории со значением

– Подходы к определению значимых категорий работников были заложены ещё в 2008 году в Концепции оптимизации системы социальной поддержки персонала, которая теперь стала частью колдоговора, – говорит начальник департамента социального развития Олег Дудкин. – Если смотреть по профессиям, это в основном монтёры пути, электромеханики, электромонтёры, слесари по ремонту и молодые специалисты. Основные критерии, которые брались в расчёт, – дефицитность кадров на эту профессию в регионе, текучесть и укомплектованность штата. Учитывался также один из основных критериев концепции – обеспечение основного производственного процесса и участие во внедрении изменений в компании.

В качестве интересного примера департамент приводит Свердловскую дорогу. В прошлом году здесь тестировали КСП и его получил 301 работник. В этом году право на «кафетерий» получили уже 2338 человек. Причём комиссии по определению значимых категорий скрупулёзно подошли к определению дистанций и участков, в которых необходимо поощрить людей.

В общем по сети в значимые категории попали свыше 7 тыс. человек. Сводный бюджет КСП составил свыше 100 млн руб.

Деньги на обеспечение новой статьи колдоговора филиалы должны были изыскать в пределах своих бюджетов на его выполнение. Кто-то сокращал объём благотворительной помощи, кто-то выходил из положения за счёт других статей – выделить в данном случае тенденцию вряд ли получится. При этом полученные суммы не являются некой константой: в зависимости от финансовых успехов филиала число получателей КСП в последующие годы будет увеличиваться.

– Оценивать эффективность предоставления КСП мы будем на основе мониторинга социально-психологического климата в коллективах, удовлетворённости трудом, производственно-финансовых показателей, текучести кадров, – поясняет Олег Дудкин. – Эти измерения проводятся регулярно. И по снижению текучести и росту производственных показателей можно будет судить, насколько эти инвестиции в человеческий капитал возвращены компании.


Дело привычки

Чего хотят добиться в департаменте соцразвития, кадровой службе и на самих дорогах, так это чтобы внедрение «кафетерия» не сказалось на обстановке в коллективах. Главная проблема, которую здесь видят организаторы проекта, – недостаток информации у получателей КСП. На решении этой проблемы сейчас делается акцент.

– В ближайшее время мы планируем издание буклетов с подробной информацией о КСП, выпуск плакатов, которые будут представлены на каждом предприятии. С каждым электромонтёром и электромехаником СЦБ, которых мы выбрали в качестве значимых категорий, будет проведена индивидуальная беседа, – рассказала начальник службы организации и оплаты труда ПривЖД Наталья Грачева.

По какому принципу лучше выбирать услуги, как получать за них компенсацию, какие документы и когда нужно для этого предоставить? Ответы на все эти вопросы можно найти в распоряжении от 4 марта «О компенсируемом социальном пакете работников ОАО «РЖД». Однако, во-первых, не у всех работников под рукой есть этот документ, а во-вторых, даже в нём некоторые пункты требуют пояснения.

Например, в распоряжении сказано, что у работника есть два способа получения средств КСП: через электронные терминалы или предоставив чеки и другие финансовые документы для получения компенсации. Второй способ более или менее понятен, а что с первым?

– Терминалы только начинают появляться в рамках проекта по внедрению многофункциональной электронной карты РЖД, – рассказывает начальник отдела нормативного обеспечения социальной сферы департамента соцразвития Александр Недорезов. – Это пластиковая карта с микрочипом, на который можно заносить массу персональной информации: пропуск, проезд на транспорте, учёт рабочего времени, производственное питание, выбор льгот соцпакета. Через информационные киоски работник сможет не только следить за личной информацией, например за расходованием лимита КСП, но и в будущем подавать заявление на получение компенсируемого соцпакета. Эксперимент по внедрению карты начат на Московской дороге, и здесь появились первые информационные киоски, но о широком прокате технологии говорить пока рановато. Это работа на перспективу.

Распоряжением предусмотрены две схемы платежей за услуги: авансовая – когда дорога платит поставщику услуг, минуя работника и впоследствии списывая средства с его лимита, и компенсационная – когда работник покупает услугу, предоставляя затем чеки и другие платёжные документы. У обеих схем есть свои минусы и плюсы.

– При компенсационной схеме работник должен потратить личные средства, а затем собирать платёжные документы, чтобы получить возмещение. Зато он может выбрать любого поставщика услуги: клуб рядом с домом, заправку той компании, которая больше нравится, и т.д. Кроме того, мы уже видим по итогам двух лет тестирования КСП на дорогах, что требования по сбору документов значительно повышают финансовую грамотность людей, – поясняет консультант проекта – генеральный директор «Аксима-консалт» Елена Скриптунова.

О том, что некоторая нервозность в освоении нового мотивационного инструмента есть, говорит, например, такой факт: предполагалось, что решение о том, какие льготы выбрать в рамках КСП, будут приниматься на семейном совете, но пока заявления чаще заполняются сразу при кадровике, а в некоторых бригадах и вовсе будто были списаны под копирку. Дорогам, не первый год распределяющим КСП, это свойственно в меньшей степени. Так что это просто вопрос времени и формирования привычки. Когда «кафетерий» станет чем-то само собой разумеющимся, к нему начнут относиться более осознанно.

– Сейчас мы можем говорить о промышленной эксплуатации «кафетерия», так как распространили его на всю сеть, – объясняет Олег Дудкин. – До конца года будем анализировать результаты его внедрения и к 2012 году должны подготовить очередные предложения по актуализации системы социальной поддержки персонала. Возможно, по итогам этой работы сможем расширить значимые категории персонала. Так шаг за шагом придём к тому, что каждый работник посредством КСП будет действительно адресно получать льготы и гарантии колдоговора и при этом компания будет пользоваться эффективным инструментом мотивации персонала.

Светлана Коваль


Справка «Гудка»
    В состав компенсируемого соцпакета входят следующие услуги: санаторное лечение, летний отдых детей и детсад, проезд к месту работы на общественном транспорте, сотовая связь и Интернет, дополнительные взносы в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», медпомощь за пределами базового корпоративного полиса ДМС, занятия в спортивных и культурных учреждениях, расходы на топливо для автотранспорта и питание в столовых, буфетах и т.д.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31