24 октября 2021 00:46

Не сидеть на богатствах

У истоков Северо-Кавказской дороги стоял писатель и драматург

Немало сил к появлению на карте железных дорог России Таганрога приложил Нестор Кукольник, друг Гоголя, Брюллова и Глинки.

Среди друзей Нестора Кукольника был Карл Брюллов, который и запечатлел его на полотне
Кукольник родился в Санкт-Петербурге. В 1829 году окончил Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко. Однако выпущен был без аттестата, так как проходил одним из главных обвиняемых из студентов по «делу о вольнодумцах» – это был отголосок событий на Сенатской площади. Ещё в гимназии Нестор начал заниматься творчеством, но известность пришла к нему в 1834 году, когда на сцене Александринского театра была поставлена его пьеса «Рука Всевышнего Отечество спасла». Среди его знакомых – Брюллов, написавший его портрет, Глинка, сложивший музыку на его стихи, Гоголь, с которым он познакомился в гимназии, Салтыков-Щедрин, Шевченко и многие другие представители тогдашнего цвета культурной жизни страны.

В 1843 году Кукольник поступает на службу в канцелярию Военного министерства. Крымская война застаёт его в Новочеркасске, куда он был прикомандирован к штабу Войска Донского. На его плечах снабжение действующей армии. А после окончания боевых действий в чине действительного статского советника Кукольник оседает в Таганроге.

С начала 60-х годов он начинает бороться за то, чтобы в Таганроге появилась железная дорога.
«Если начнётся дорога из Харькова в Таганрог, то жизнь Таганрога примет совершенно другие фазы, – пишет он издателю и журналисту Андрею Краевскому. – Не потому что я живу в Таганроге, а потому, что я зело изучил этот край. Скажу решительно, что Таганрог для России важнее Одессы и Риги, но вам известно, как хромает и как близорука наша администрация. Почему и надо бить и бить на эту дорогу, пока вразумеют. Теперь я пишу об этом Мельникову; я его крепко уважаю, но и у него есть здоровые предубеждения, и на него имеют влияние, а потому я и от него жду ошибок».

Дело в том, что вокруг прокладки новой дороги разгорелась целая война. По словам исследователя и биографа Александра Николаенко, Ростов-на-Дону в лице своего городского головы Байкова ратовал за Ростов только как за перспективный единственный порт на Азовском море. Предлагалось от Харькова дорогу направить через Лисичанск, Луганск и Грушевку на Ростов. Далее торговая связь Ростова с Азовским морем должна была идти через гирла Дона (так называют здесь протоки речной дельты), которые надо было сделать судоходными. Дорога на Таганрог в этом случае оказывалась просто лишней тратой денег.

Кукольник негодовал: «Дайте нам другую дорогу с каменным углем, тогда только можно будет взвешивать и сравнивать пользы двух соперниц, а пока первенство между всеми дорогами в России, несомненно, за Таганрого-Харьковскою. Право, смешно подумать, что у нас скоро наберётся до 4 тысяч верст дорог, для которых рельсы мы выписываем из Англии; топим локомотивы последними дровами, а сами сидим неподвижно на втуне лежащих железных рудах и неизмеримых запасах каменного угля».

Писателя поддержал член Русского географического общества Гельмерман: «Западная окраина Донецкого уезда богата каменным углем и северная и юго-восточная его оконечности. А потому, если направить по всем этим богатствам железную дорогу, она принадлежала бы к числу самых производительных и придала бы минеральному богатству края то огромное значение, которое оно заслуживает».

В ход пошли обычные для железнодорожных концессий того времени приёмы. Байков подкрепил своё предложение прокладки дороги через Лисичанск – Луганск– Грушевку на Ростов 100 тыс. руб., которые вручили великому князю Михаилу Николаевичу. А Кукольник в качестве председателя городской комиссии по строительству железной дороги разработал, по сути, технико-экономическое обоснование выбора трассы через Таганрог.

«Особая комиссия шаг за шагом прошла по местности, предполагаемой удобнейшей для продвижения железного пути, и в подробностях перемерила соображения Таганрогского комитета, – писал он. – Находящиеся по дороге города: Бахмут, Славянск и Харьков выразили полную готовность содействовать благодетельному предприятию. Многие помещики письменно предложили свои земли бесплатно под дорогу. Тщательный осмотр местности дозволил составить карту, в которой наглядно были обнаружены неистощимые минеральные богатства всей линии, в особенности Миусского округа, составляющего новую русскую сокровищницу и каменного угля, и железных и свинцово-серебряных руд».

В итоге долгих споров решение оказалось в пользу прокладки дороги через Таганрог. 5 мая 1868 года строительство началось одновременно по всей линии, а укладка рельсов – в декабре 1868 года. До этого на протяжении всего пути строители возвели полотно, десятки мостов, уложили много труб для отвода сточных вод. Дорога строилась однопутной, но мосты возводились под двухпутку, с расчётом на будущее расширение магистрали. Было построено 37 разъездов и 16 паровозных депо.

«С экстренным поездом Грушевско-Ростовской железной дороги из Аксая изволили прибыть в Ростов-на-Дону 14 ноября их императорское высочество великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ольга Фёдоровна с августейшими детьми, – писала тогда газета «Донские вести». – На другой день по выслушании молебствия они отправились на станцию Ростовско-Таганрогской железной дороги, откуда по этой дороге в 12 часов поехали в Таганрог при народных криках «Ура!».

По случаю новизны дороги экстренный поезд шёл тихо, так что их высочество прибыли в Таганрог в 4 1/4 часа пополудни, где на станции Таганрогско-Харьковской железной дороги их высочества были встречены гражданами города и местными должностными лицами хлебом и солью».

Нестор Кукольник не дожил до этого дня. Он скоропостижно скончался в декабре 1868 года. Среди его биографов бытует мнение, что писатель был отравлен.

О своем земляке в Таганроге не забывают. Одна из улиц города носит его имя, а в ближайшее время на привокзальной площади города ожидается установка памятника писателю.

Антип Грачёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31