19 апреля 2021 01:50

Надёжный партнёр

ОАО «Росжелдорпроект» завоевало доверие заказчиков за счёт качества и инноваций

1 апреля ОАО «Росжелдорпроект» отметило пятилетие со дня своего создания. О работе компании в эти годы, а также перспективах развития рассказал её генеральный директор.

Виталий Вотолевский, генеральный директор ОАО «Росжелдорпроект»
– Виталий Леонидович, как изменилась работа проектных институтов после выделения их в дочернее общество? Возникали ли трудности в процессе становления компании?
– Основное изменение состоит в том, что всё больше и больше крупных проектов компания осуществляет самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций. Если раньше «Росжелдорпроект» занимался преимущественно капитальным ремонтом, то сегодня мы реализуем целый ряд крупных комплексных проектов нового строительства железнодорожной инфраструктуры.
Трудности, с которыми компания сталкивалась, были обусловлены в первую очередь тем, что институты не всегда могли качественно управлять крупными проектами – у каждого в отдельности не хватало опыта и собственных мощностей. За последние годы нам удалось создать новую структуру – с качественно другим уровнем построения взаимоотношений между филиалами компании.

– Какие конкурентные преимущества позволяют компании выигрывать тендеры на новые проекты?
– Главным нашим преимуществом является то, что с помощью нашего основного акционера – ОАО «Российские железные дороги» – невзирая на кризисные явления, нам удалось сохранить сотрудников. В них главная ценность Общества. К преимуществам также можно отнести широкий географический охват, способность вести комплексные проекты, финансовую устойчивость и надёжность, знание специфики и нужд наших заказчиков, качество проектной продукции.
В Обществе внедрена корпоративная система менеджмента качества (КСМК), которая в 2008 году получила сертификат соответствия требованиям стандарта EN ISO 9001. В рамках КСМК описаны процедуры анализа исходных данных для проектирования, нормоконтроля, удовлетворённости потребителя, рассмотрения замечаний заказчика и органов экспертизы. Это помогает повышению качества проектной продукции. И очень важно, что сотрудники Общества приняли новую философию.

– Какие проекты из завершённых и реализуемых компанией можно назвать наиболее значимыми?
– Один из самых крупных проектов – организация скоростного сообщения пассажирских поездов на направлении Москва – Нижний Новгород, завершённый в прошлом году. Наши специалисты разработали проектно-сметную документацию на реконструкцию 17 станций, строительство и реконструкцию 54 пассажирских платформ, реконструкцию пути участков Москва – Железнодорожная, Петушки – Вязники, реконструкцию восьми тяговых подстанций, модернизацию постов электрической централизации, устройство автоблокировки более чем на 150 км, переустройство почти 139 км контактной сети. Ещё один крупный проект, завершённый в прошлом году, – полная реконструкция существующей инфраструктуры железнодорожной линии Санкт-Петербург – Бусловская под скоростную линию.
Особую роль в работе компании занимают олимпийские объекты. Проектные институты ОАО «Росжелдорпроект» являются генеральными проектировщиками по шести из них. В 2009 году были сданы в эксплуатацию грузовые дворы для приёма грузов, поступающих для строительства олимпийских объектов, тогда же полностью завершена разработка проекта усиления линии Туапсе – Адлер со строительством двухпутных вставок на 9 участках линии, что позволяет увеличить её пропускную способность до 70 пар поездов в сутки. Кроме того, были произведены проектные работы по реконструкции и адаптации железнодорожных терминалов Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста на линии Туапсе – Адлер для использования пассажирами с ограниченными физическими возможностями.
Также в 2010 году завершена разработка проекта строительства новой железнодорожной линии от станции Адлер до аэропорта Сочи, которая сможет обеспечить перевозку значительного объёма авиапассажиров, прибывающих в Сочи, скоростными электропоездами повышенной комфортности.
Начиная с 2009 года ведётся проектирование совмещённой автомобильной и железной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» протяжённостью 48,2 км, рассчитанной на перевозку посетителей и участников соревнований к спортивным сооружениям.
Силами ОАО «Росжелдорпроект» выполняется проектирование спального корпуса на 49 VIP-номеров в санатории «Мыс Видный» в Хостинском районе Сочи, в котором разместятся гости Олимпиады.

– Что нового внесло ОАО «Росжелдорпроект» в работу железнодорожной отрасли за последние 5 лет?
– Это сотни разработанных нами самых разных проектов строительства и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры, большинство из которых сегодня реализовано. Была оптимизирована численность персонала, выстроены отношения между головным офисом и филиалами.
Как и во всей железнодорожной отрасли, в нашей компании происходило активное реформирование. Были созданы специализированные центры, сегментированные по направлениям работы.
Центр проектных работ по земельно-имущественному комплексу ОАО «РЖД» (ЦПРЗ) занимается выбором и оформлением прав ОАО «РЖД» на земельные участки под строительство объектов инфраструктуры, а также сбором всех исходных и разрешительных документов для строительства. Ранее эти вопросы заказчик вынужден был решать самостоятельно с привлечением сторонних организаций и координировать их действия с разработчиками проектов. Сейчас у ОАО «РЖД» есть возможность получать проекты «под ключ», что позволяет ускорить начало строительно-монтажных работ и создаёт Обществу дополнительные конкурентные преимущества.
Центр комплексных инженерных изысканий на железнодорожном транспорте «Росжелдоризыскания» отвечает за создание Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) на основных направлениях железных дорог, а в перспективе – на всех направлениях. В данный момент продолжаются работы по поэтапному созданию КСПД ИЖТ на олимпийских объектах, объектах организации скоростного движения. Этот же центр координирует внедрение дистанционных методов инженерных изысканий (воздушное, наземное, мобильное лазерное сканирование, георадарная, тепловизионная и другие виды съёмки).
Центр инновационных технологий занимается подготовкой нормативов для проектирования, строительства, эксплуатации высокоскоростных магистралей в России. Кроме того, он разрабатывает и внедряет в железнодорожную практику метод проектного содержания пути на основе анализа его текущего состояния, создания и применения 3D цифровых моделей пути объектов инфраструктуры (ЦМП). Внедряет на железных дорогах инновационные методы инженерно-геодезических изысканий, включая различные виды лазерного сканирования, применение спутниковых технологий для решения геодезических задач, а также задач выполнения ремонтов, реконструкций, строительства новых путей. По ряду разработанных нами технологий поданы заявки на получение патентов.

– А какие инновационные технологии в основном использует ОАО «Росжелдорпроект»? Это собственные наработки или зарубежный опыт?
– Мы стараемся максимально использовать в работе все доступные передовые технологии. Например, воздушное, наземное, мобильное лазерное сканирование – основывается на зарубежных решениях и программно-технических средствах. А в георадарной съёмке и съёмке трассоискателями используем преимущественно отечественный опыт и технику.
Чрезвычайно важное для нас инновационное направление – разработка и внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР). Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись, – это отсутствие в отечественном архитектурно-строительном проектировании систем автоматизированного проектирования специализированных объектов транспортной инфраструктуры. На это есть объективная причина – с 90-х годов прошлого века по всем видам транспорта практически не велось финансирование разработки и внедрения новых технологий.
Ситуация начала меняться к лучшему только в начале 2006 года, когда в «Росжелдорпроекте» было принято решение о разработке и реализации САПР. С этого момента ведётся работа по разработке и поэтапному внедрению корпоративной автоматизированной системы проектирования устройств СЦБ и связи, САПР капитального ремонта пути, САПР контактной сети и др.
В перспективе видится разработка САПР реконструкции железнодорожного пути, САПР тягового электроснабжения. Внедрение САПР позволит обеспечить переход проектных организаций на единую технологию проектирования за счёт разработки и использования специализированных программных средств автоматизированного проектирования, создания корпоративного банка данных нормативно-справочной и технической документации, организации единого информационного пространства.

– Какие зарубежные проекты были реализованы за время деятельности компании? Как считаете, почему для их реализации выбрали именно ОАО «Росжелдорпроект»?
– ОАО «Росжелдорпроект» принимало участие в предпроектных разработках по развитию железных дорог Армении и Монголии, в проектах «Электрификация железнодорожной ветки Тебриз – Азаршахр (Педагогический институт) Республика Иран», «Реконструкция участка железнодорожная станция Хасан (РФ) – станция Туманган (КНДР) – станция Раджин (КНДР) – порт Раджин (КНДР)», завершило ряд проектно-изыскательских работ в Белоруссии и Казахстане.
В марте 2011 года специалистами Общества выполнены проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту железнодорожной инфраструктуры на Абхазской железной дороге.

– А какие задачи ставит перед собой ОАО «Росжелдорпроект» на ближайшие пять лет?
– Это рост конкурентоспособности за счёт развития существующих и приобретения новых современных компетенций в области проектирования, в т.ч. объектов высокоскоростных и интермодальных сообщений, современных вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов и т.д. Также среди ключевых целей компании на этот период я вижу удержание лидирующего положения в отрасли по объёмам и качеству выполняемых проектных и изыскательских работ. Не менее важно сохранить и упрочить репутацию компании как надёжного партнёра.
И здесь стратегически важным для нас является партнёрство с ОАО «РЖД», решение всех задач и удовлетворение потребностей большой компании в оказании услуг по проектированию.

Беседовала Александра Васильева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30