25 октября 2021 12:35

Зимнее дело

Отремонтированный рокадный путь пригодится летом

На сети РЖД зимний ремонт пути уже подтвердил свою эффективность. Это удобное время, чтобы подготовить участки для массовых летних перевозок, когда основные силы будут брошены на капремонт на главном ходу. Наш корреспондент побывал на перегоне разъезд № 3 – Переволоки КбшЖД, где специалисты ПМС-38 укладывают рельсошпальную решётку.

Летом сюда можно будет отклонить часть грузопотока
Переволоки – место знаменитое. Именно здесь, в сердце Самарской луки, разбойники Стеньки Разина переволакивали свои суда из Усы в Волгу и обратно, чтобы не огибать луку по воде. Потому и дали такое название селу, а затем и станции. Одно время в народе поговаривали, что здесь – в Жигулёвских горах – спрятал лихой атаман награбленные сокровища. Местные веками пытались отыскать казачий клад, но до сих пор не нашли. А вот ржавые путейские костыли на насыпи попадаются часто.

Сейчас по краям колеи снежные завалы в рост человека. На очищенный до балласта участок надвигается махина укладочного крана. Перед ним пятится автогрейдер, словно уступая место новому пути. Сергей Смольков, его водитель, поясняет мне, перекрикивая шум укладочного крана.
– Это не моя смена. Но сменщик на этом участке костыль «поймал», пришлось его подменить. Он сейчас колесо меняет!

В скором времени ржавые костыли станут вчерашним днём. Раньше – ещё в прошлом ноябре – здесь лежали рельсы на деревянных шпалах, а сегодня укладываются на железобетонных. Так что в следующий ремонт колеи колёса никто не проколет. К концу апреля здесь будет уже бесстыковой путь.

Ремонт на участке начали ещё в ноябре. Сняли решётку – около 20 км. Зимой уложили 11 км. Впереди почти столько же, чтобы к началу летнего сезона успеть сосредоточить технику на капитальных работах на главном ходу.
– Перегон включён в план зимней укладки, окончание работ намечено на 27 апреля. Сейчас на перегоне укладочный кран, грейдер и специалисты ПМС – около 50 человек. С учётом сегодняшнего «окна» будет уже 12 км. Погода позволяет – первый день, когда прекратились метели и вся техника задействована на ремонте, – говорит руководитель работ, заместитель начальника ПМС-38 Александр Шпанов.

Медлить некогда, нужно уложиться засветло. Кран выдаёт очередное звено. Решётка плавно опускается и зависает в полуметре от земполотна. Теперь требуются усилия всех монтёров для раскачки звена и выравнивания по шаблону.
– Мы работаем в кривой, а кран двигается по прямой линии звена в 25 м. Чтобы уложить кривую, нужно изменить геометрию пути, и следующее звено выровнять относительно оси соседнего нечётного пути. Когда размеры соблюдены, звено опускается и закрепляется стык. Кран наезжает на это звено и двигается дальше, – объясняет Шпанов.

Работа вроде бы нехитрая, но требует слаженности. Разговаривать некогда. Рация руководителя работ периодически потрескивает и выдаёт информацию по всему «окну»: как движется рихтовка пути в хвосте ПМС, количество уложенных и закреплённых звеньев, их остаток в пакетах.

Шагами в 25 м ПМС выходит из кривой, а за ней щебёночная дорожка уходит в белёсую заснеженную даль.

В перерывах между раскачкой и укладкой звена монтёр пути Махмуд Шарипов рассказывает, что он уже восемь лет трудится в ПМС-38. Отмахал с укладочным краном не один десяток километров.
– Летом, конечно, лучше работать – тепло. Зимой – ветер, мороз, но куда деваться, кто-то и путь должен ремонтировать, – улыбается монтёр.

Производительность ПМС летом, конечно, выше. В морозы больше даётся времени на регламентированный перекур – обогрев работников. Да и техника иногда подводит – в мороз может и не завестись. В среднем выработка ПМС по укладке решётки зимой 1,5 км пути, летом почти вдвое больше.

Для обогрева используется классный вагон – обычный пассажирский, где можно согреться, выпить чаю и поесть в обед. Горячее к этой поре доставляют на летучке.

Вообще перегон разъезд № 3 – Переволоки входит в участок Сызрань – Жигулёвское Море, рокадная линия.
– Почему зимой ремонт?
– Экономически целесообразно. ПМС обеспечивается работой зимой, когда на главном ходу нет ремонта. Это делается, чтобы ремонтировать рокады без ущерба для главного хода. Ведь зимой перегон закрывается для движения полностью, а откроется только 27 апреля. Зато летом в самый пик ремонтных работ на рокаду можно отклонить часть грузопотока.

Это не значит, что ПМС может не торопиться. Помимо укладки звеньевой решётки, путевой станции даются «окна» на замену решётки на длинномерные плети уже в 800 м. Потом их сваривают, и получается бесстыковой путь. А всё это время.

К тому же укладка не каждый день. Нужно сформировать хозпоезд, день уйдёт на погрузку. В хозпоезд складируется уже готовая решётка с базы запаса.

Наш разговор заглушает пронзительный гудок. На подходе грузовой поезд, и я обращаю внимание на девушку-сигналиста.

Людмила Акопян работает здесь с 2004 года. Зарплата небольшая, но девушка не унывает. Два года назад получила выплату за преданность компании – 9800 руб.
– Маловато. Зарплату бы прибавили, – смеётся Людмила, не отрывая взгляда от горизонта пути.

Молодой монтёр Артём Михайлов сдвигает шапку на затылок. Ровно по линии открывается белый лоб и виден загар на лице. Хоть и зима, а солнечные ванны никто не отменял.
– У нас почасовая оплата, поэтому летом зарплата повыше, когда и работы больше. Сам я из Ульяновска, но там с работой напряжёнка. Приехал сюда, снимаю жильё в Сызрани и работаю в ПМС уже год. Ничего, справляюсь, – говорит Артём.

Разъезд № 3 – Переволоки не единственный участок зимней укладки на Куйбышевской. Капремонт на старогодных материалах ведётся и в Волго-Камском регионе. Но наибольший объём приходится именно на Самарский регион.

За спиной ПМС-38 уже около 40 зимних «окон» – разборка решётки, укладка новой и длинномерных плетей бесстыкового пути. Остаётся совсем немного времени до масштабных летних работ. В этом году капитальные работы предстоит выполнить на 685,4 км, из них свыше 220 приходится на Самарский регион.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31