14 апреля 2021 16:23

Храм на колёсах

Передвижные церкви красили в белый цвет

В 1896 году по Сибирской магистрали стал курсировать первый вагон-церковь, который был собран на Путиловском железоделательном заводе в Санкт-Петербурге в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны.

К сооружению передвижного храма приступили 14 ноября 1895 года в день крещения новорождённой. Николай II собственноручно выдал разрешение на «сборку» необычного вагона, а по окончании строительства посетил Новый Петергоф, где проходило освящение церкви на колёсах.

Император остался доволен работой. Тёмно-синий вагон с резной позолоченной отделкой из жёлтого тика имел собственную звонницу с тремя колоколами.

Наверх можно было подняться со специальной платформы по массивной железной лестнице. В передвижном храме, обшитом изнутри лакированным буком и роскошно убранном, имелось всё необходимое для проведения службы и подготовки к ней: дубовый иконостас, алтарь, ризница, приспособления для хранения церковной утвари. В вагоне, оснащённом паровым отоплением, насчитывалось 18 окон и четыре двери. Одновременно в нём могли уместиться до 70 молящихся.

Сразу же после освящения вагон-церковь был отправлен на Сибирскую железную дорогу, чтобы «облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях… расположенных вдали от селений».

До 1917 года в России было построено ещё пять храмов на колёсах, каждый из которых имел индивидуальную конструкцию, но при этом неизменно окрашивался снаружи в тёмно-синий цвет. С 1913 года все вагоны-церкви поменяли свой «окрас» на белый.

На железных дорогах, которые не могли себе позволить построить вагон-церковь, верующих людей также не оставляли без внимания.

К примеру, как пишут историки, на участке Валдай – Тосно курсировал «монастырский» поезд из одной платформы и одного пассажирского вагона. На станциях из него выгружали икону, которую переносили в зал ожидания, и проводили молебен.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30