15 апреля 2021 13:44

Менеджер из Карталов

Управление современным производством требует нестандартных решений

Все успешные предприятия возглавляют хорошие управленцы. Но вот вопрос: кто в условиях рыночной экономики может лучше управлять предприятием – демократ или диктатор, молодой менеджер или руководитель, имеющий ещё  советский опыт управления? Ответ я попытался найти, побывав в локомотивном  ремонтном депо Аркаим в  уральском городке Карталы. По итогам минувшего года оно признано лучшим среди ремонтных депо на Южно-Уральской железной дороге.

Валерий Демедюк ко всем своим подчинённым обращается по имени-отчеству и только на вы
В том, что в суровых уральских краях есть спрос на авторитарный стиль управления, убеждаешься ещё в электричке на пути в Карталы.
– Ме-не-джмент, – презрительно хмыкнул попутчик, увидев в моих руках книгу Роберта Блейка и Джейн Моутон «Современный менеджмент». – Недалеко отсюда, на станции Магнитогорск-грузовой был начальник Владимир Михайлович Мнухин. Вот голос был! Он ещё к станции не успевал подойти, а его уже все слышали. Боялись, и всё крутилось-вертелось! А теперь? Говорим «менеджмент», а подразумеваем одно воровство! – говорил мой попутчик, глядя в окно, словно заснеженная степь была судьёй истории.

На территории депо царил порядок. Не было куч мусора, временных складов под открытым небом, без которых обычно не обходится ни одно депо. Стены покрашены изнутри и снаружи, а на входе в цеха жужжат калориферы. Люди трудятся не только на главном участке – на поточной линии, но и на вспомогательном производстве: не простаивают универсальные станки механического цеха, загружены работой и специалисты цеха контрольно-измерительных приборов и других. Хозяйская рука чувствовалась во всём, и, судя по всему, мне предстояла встреча с руководителем жёсткого авторитарного типа. Но главный инженер Андрей Киссельман попытался разубедить меня:
– Начальник нашего депо Валерий Кузьмич Демедюк ко всем подчинённым обращается на «вы» и по имени-отчеству – и к инженеру, и к простому слесарю. Я тоже стараюсь следовать стилю его руководства.

Самому Андрею всего 28 лет. Его карьера развивается стремительно. После окончания Карталинского железнодорожного училища он по целевому набору был направлен в Омский государственный университет путей сообщения. Окончив его, некоторое время проработал технологом, начальником технологического отдела, а потом начальник депо предложил ему должность главного инженера.
– Репрессивные методы порождают у подчинённых протест, пассивность, замаскированный саботаж. Но саботажник не в состоянии выполнить те задачи, которые стоят перед Аркаимом, – сказал Киссельман в ответ на приведённые мной рассуждения авторов книги о взаимоотношениях руководителя-диктатора с подчинёнными.

В этом году деповчанам предстоит отремонтировать 43 электровоза. Справиться с этой задачей без инициативы всего коллектива нельзя. Дело в том, что Аркаим не получил средств, которые были заложены в план технического дооснащения в прошлом и позапрошлом годах. Пришлось решать эту задачу собственными силами, – сказал главный инженер. Так, специалисты изготовили кантователи для электромашинного цеха.

А в облике начальника депо действительно не оказалось ничего от диктатора. Поверх очков, сдвинутых на самый кончик носа, на меня приветливо смотрел многоопытный хозяйственник, успевший поруководить ещё в советские времена. Несмотря на богатырское телосложение, он легко скользил по паркету своего кабинета, говорил тихо, шутил много.

Выяснилось, что мужицкая хитрость и редкое обаяние помогают ему находить нестандартные решения самых сложных проблем. Так, работая ещё главным инженером депо, Валерий Кузьмич загорелся идеей построить новый тепловозный цех, причём без согласия сверху и соответствующего финансирования.

Дело было так. В 1997 году в депо покрывали слоем асфальта крышу одного из складов. Сборная конструкция не выдержала нагрузки и рухнула. Всё, что уцелело, решено было перенести в другое место и построить там новый тепловозный цех. Строительство велось хозспособом. В течение двух лет, пока строилось здание, Деменюк написал несколько объяснительных и получил два выговора. А после окончания строительства руководству депо объявили благодарность. На предприятии появился современный цех, в котором сегодня работают 40 человек. Правда, в наше время такая партизанщина не проходит. Но нестандартные решения по-прежнему нужны.
– Нам уже три года поставляют на ремонт электровозы ЭП1М. Но необходимой ремонтной базы для этого нет. Хотя нужно всего 10 млн руб. на строительство нового редукторного отделения, – сказал Демедюк и, посмотрев поверх очков на меня, лукаво добавил: – Придётся что-то придумывать.

Без предприимчивости не обойтись и в других вопросах. Один из них – увеличение заказов. Количество стойл в депо позволяет на треть увеличить объём ремонта электровозов. Но есть серьёзный конкурент – Улан-Удэнский локомотиворемонтный завод, который способен выполнять все виды ремонтов, в том числе и капитальный. Сейчас в депо прорабатывается возможность изготовления собственными силами буксовых поводков. Они будут обходиться заказчику в два раза дешевле, чем если их приобретать по комплектации в Улан-Удэ. Поводки уже изготавливаются для Златоустского депо, и нареканий по качеству нет. Надо расширять рынок сбыта.
– Своей успешной работой предприятие во многом обязано нашему главному инженеру Андрею Киссельману. Мне нравится, что он решает поставленные перед ним задачи, применяя инженерные решения. Ещё год-полтора, и он может стать хорошим начальником депо, – говорит Валерий Демедюк.

Но, по его словам, производство сегодня остро нуждается в 5–6 молодых инженерах. А чем их привлечь? Жилья в Карталах нет, зарплата невысокая.
– Ничего, что-нибудь придумаем, – улыбнулся Валерий Кузьмич.

После встречи с ним я ещё раз заглянул в «Современный менеджмент». Начальник депо не подходил ни под одну из классификаций менеджеров по Блейку и Моутону.

Алексей Казаков,
спец. корр. «Гудка»
Карталы

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30