17 октября 2021 09:10

Штучные решения

Профсоюз и компания сверили свои позиции

Время требует от профсоюза оперативных и нешаблонных решений. Этот посыл председателя Роспрофжела Николая Никифорова можно считать лейтмотивом XXXI съезда отраслевого профсоюза, открывшегося вчера в Москве.

В работе форума приняли участие представители органов государственной власти, политической и бизнес-элиты, российских и зарубежных профсоюзов и других общественных организаций.
«Оценив сделанное, нам предстоит выработать и принять решения по основным направлениям работы в предстоящий пятилетний период, – сказал лидер профсоюза, открывая съезд. – Время требует от нас куда оперативнее, чем прежде, реагировать на меняющуюся обстановку. Сегодня нужно принимать решения, шаблонов которых нет в нашем арсенале, да и вместо общих подходов нужны индивидуальные, адресные меры и шаги».

Сергей Аристов, статс-секретарь – замминистра транспорта, подчеркнул, что железнодорожники занимают особое место в жизни страны. В прошлом году на железнодорожный транспорт приходилось 85% российского грузооборота, что обеспечило 53% прибыли всего транспортного комплекса. При этом в отрасли сложилась оптимальная модель сотрудничества работодателей и профсоюза – без скандалов и забастовок, в режиме конструктивной работы обеспечивается высокий уровень социально-экономической защиты работников.

То, что взаимодействие с профсоюзом становится всё более эффективным, отметил и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В качестве примера он привёл такой факт: подготовка предыдущего колдоговора потребовала десятка больших, сложных совещаний. Для нынешнего, несмотря на кардинальное изменение его структуры, хватило двух таких обсуждений, остальные вопросы оперативно решались на уровне рабочих групп. «Да, спорили, ругались, но по-товарищески», – сказал Владимир Якунин. В итоге соцпакет компании сегодня оценивается в 84 млрд руб., две трети расходов – обязательства компании сверх законодательства. «Кто-то из работников считает его недостаточным, кто-то из экспертов оценивает его как сверхзавышенный, а мы считаем соцпакет сбалансированным и отвечающим возможностям и задачам компании», – подчеркнул глава ОАО «РЖД».

Ряд вопросов Роспрофжел и компания собираются решать в тесном сотрудничестве.

Например, пристального внимания требует проблема компенсации убытков пригородных компаний из федерального и региональных бюджетов. ОАО «РЖД» и ЦК профсоюза прилагают к этому усилия, но подписанного на уровне правительства документа нет. Сложная ситуация сложилась в Федеральной пассажирской компании.

Создание Федеральной пассажирской компании позволило приступить к решению вопроса ликвидации перекрёстного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками дальнего следования. Но если в прошлом году все выпадающие доходы за счёт государственного регулирования тарифов в плацкартных и общих вагонах были компенсированы государством, то в бюджете 2011 года компенсация составила только 82% (меньше на 6,7 млрд руб.). В результате ФПК сейчас пытается снижать расходы, в том числе выводя из графика движения ряд пассажирских поездов и вагонов, уменьшая объём ремонта вагонов в депо, что ставит под угрозу занятость почти 5 тыс. человек.

Одной из первоочередных задач профсоюз считает повышение темпов роста заработной платы: у железнодорожников она должна быть с коэффициентом 1,6 к общероссийской. «Это соответствует сложности и напряжённости труда, а также мировой практике, – подчеркнул Николай Никифоров. – В настоящее время этот показатель составляет 1,35, и за истекшее пятилетие он практически не менялся».

Однако здесь взгляды профсоюза и работодателя разошлись. «Говоря о повышении зарплаты, не нужно забывать, что в 2010 посткризисном году реальная заработная плата в среднем по стране выросла только на 4,2%, а в ОАО «РЖД» – на 9,8%. Такого больше не было ни в одной компании. И это притом, что нам удалось сохранить в кризис людей. Кроме того, мы 20 млрд руб. направили на вывод людей из режима неполного рабочего дня, 2 млрд руб. – на выплату вознаграждения за обеспечение безопасности движения», – отметил Владимир Якунин.

Одним из источников повышения заработка глава компании считает рост производительности труда, в том числе с учётом личного участия каждого работника: на что, собственно, и было направлено создание трёхуровневой системы премирования.

А вот по деятельности Роспрофжела в плане обеспечения безопасных условий труда позиции двух сторон снова оказались близки. Здесь должны быть разработаны и приняты механизмы по перевооружению и модернизации основных производственных фондов и технологического оборудования, подвижного состава, в том числе – кабин локомотивов. Предстоит решить вопрос устранения вредных и опасных условий труда на рабочих местах. Прошлый год показал, что это возможно – в РЖД приведено к нормам 14 тыс. рабочих мест. Кроме того, профсоюз должен активизировать деятельность по снижению травматизма. «Нельзя ограничиваться лозунгами и призывами, перекладывая эту работу только на работодателя, – сказал Николай Никифоров. – Это и наша с вами обязанность – напомнить работнику, внушить ему, если хотите, что его ждут дома. И от его состояния, от продолжительности возраста трудовой активности зависит благосостояние семьи».

Елена Кудрявцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31