16 октября 2021 09:37

Нелёгкий вопрос

Программу утилизации всё-таки распространят на грузовой транспорт

Правительство приняло решение о запуске с 2012 года программы утилизации грузовиков старше 15 лет. Предполагается, что она продлится пять лет.

При приёме на утилизацию грузовики будут различать по категориям: это повлияет на стоимость сертификата
За это время планируется утилизировать около 100 тыс. автомобилей, на что потребуется порядка 27 млрд руб. За каждый старый грузовик будут давать сертификат на 270 тыс. руб. Его можно будет потратить на покупку грузовика отечественной модели («КамАЗ», «Урал» и «ГАЗ») или на иномарку, собранную на территории России. В частности, в программу попадёт продукция Scania, Volvo и Mercedes.

Ранее сообщалось, что все грузовые транспортные средства разделят на четыре категории: лёгкие коммерческие авто, малого, среднего и большого класса. Однако две категории Минпромторг решил вычеркнуть. Как рассказали «Гудку» в ведомстве, программа утилизации будет распространяться только на грузовики среднего (6–14 тонн) и большого класса (от 14 тонн). За среднетоннажные грузовики, возможно, будут давать не 270 тыс., а 115 тыс. руб. Как заявили в Минпромторге, тем, кто захочет поменять своего «старичка», государство компенсирует в среднем 15% его стоимости. Программа будет распространяться как на физических, так и на юридических лиц, в отличие от аналогичного проекта по легковушкам, в котором скидками могли воспользоваться только обычные граждане.

По подсчётам ведомства, под условия госпрограммы попадёт примерно 800 тыс. транспортных средств. 400 тыс. из них регулярно проходят техосмотр. Три четверти грузовиков зарегистрированы на физических лиц. Предполагается, что госпрограмма поможет обновить свой парк малому и среднему бизнесу.

Между тем Минпромторг пока отложил реализацию идеи об утилизации сельскохозяйственной техники и автобусов. К этому вопросу ведомство планирует вернуться отдельно.

Замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что правительство приняло правильное решение, выбрав для госпрограммы именно грузовики. «Старых грузовых автомобилей много именно у частных лиц, а автобусами, например, чаще всего владеют юрлица, в том числе муниципалитеты, – пояснил он. – Зачем государству делать программу для самого себя? Пусть лучше помогает людям».

По словам эксперта, программа утилизации будет способствовать обновлению автопарка. Кроме того, она стимулирует развитие рынка отечественных грузовых машин. «Важно, что это не прямое субсидирование российских производителей, но поддержка рынка именно через потребителя, что помогает развитию всей отрасли», – сказал Сергей Удалов. От введения госпрограммы выиграет в первую очередь КАМАЗ, который принимал активное участие в её разработке, говорит эксперт.

С другой стороны, профессор Финансового университета при правительстве Олег Дунаев считает, что налогоплательщики не должны оплачивать программу утилизации грузовиков. «Одно дело – программа по легковым машинам, которую запустили в кризис, и она не только помогла АВТОВАЗу, но и стала очень популярной у населения, а другое дело – грузовики, – полагает он. – Это исключительно поддержка бизнеса. Но пик кризиса уже миновал и должны ли чиновники отдавать миллиарды бюджетных средств на эту программу?»

По словам Олега Дунаева, парк грузовиков действительно нужно обновлять. Но программы ликвидации автохлама должны реализовывать заводы, а не государство. «Пусть они сами принимают автохлам и взамен дают скидки на новые машины, при чём здесь деньги налогоплательщиков?» – удивляется эксперт. По его словам, КАМАЗ уже разработал собственную программу утилизации. Руководство завода объявляло о том, что намерено запустить пилотный проект в Москве, Санкт-Петербурге и Татарии, продав в 2011 году 3 тыс. грузовиков со скидкой 8–10% в обмен на сданные в утиль. «Почему бы не запустить этот проект в полную силу, не требуя помощи от государства? От этого выиграют и производитель, и сами граждане. Ведь если сдавать хлам напрямую, то бюрократии будет на порядок меньше, а это, в свою очередь, повысит доверие граждан к программе», – говорит Олег Дунаев.

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что программу утилизации можно продлить ещё не раз, так как граждане сдали далеко не всю рухлядь. «Старым машинам в нашей стране не видно ни конца ни края», – считает Виктор Похмелкин.

Другое дело, что правительство должно учесть ошибки прежних этапов госпрограммы, убеждён эксперт. «Чиновники почему-то делают акцент не на обновлении автопарка, а на специфической помощи отечественным производителям. В итоге АВТОВАЗ выигрывает за счёт самых архаичных и небезопасных машин – «пятёрок» и «семёрок». Между тем государство должно стимулировать приобретение современных машин, которые были бы снабжены хорошими системами безопасности и отвечали экологическим требованиям», – подчеркнул Виктор Похмелкин. По словам эксперта, программу утилизации автохлама необходимо продолжать и расширять, но устаревшие модели из неё необходимо принудительно исключить.

Между тем в Минпромторге сообщили, что правительство намерено продлить и программу утилизации легковых автомобилей. Ранее сообщалось, что все сертификаты по ней уже розданы (более 500 тыс. с 8 марта 2010 года) и проект будет свёрнут. Однако, по словам замглавы Минпромторга Андрея Дементьева, правительство, возможно, выделит дополнительно 5 млрд руб. ещё на 100 тыс. сертификатов. В этом случае программа ликвидации автохлама будет действовать до конца 2011 года.

Предполагается, что автомобили по ранее выданным сертификатам будут распроданы летом этого года. По данным агентства «Автостат», программа утилизации стимулировала 30-процентный рост отечественного авторынка. В 2010 году было продано 260 тыс. машин с «утилизационной» скидкой. 80% продаж пришлось на АВТОВАЗ. Большая часть водителей остановила свой выбор на классических моделях «Жигулей» из-за их сравнительно низкой цены.

Маргарита Верховская

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31