21 октября 2021 20:36

Кадровый пробел

Безопасность нельзя обеспечить без полноценного штата сотрудников

На последнем заседании Совета при полномочном представителе президента в Дальневосточном федеральном округе было отмечено, что на проблеме обеспечения безопасности людей на транспорте негативно сказалось сокращение на 10% транспортной полиции. В связи с этим главы территорий региона рекомендовали МВД до 15 апреля рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего сокращения численности сотрудников. О том, с какими трудностями сегодня сталкивается ведомство, рассказал Александр Кем.

Александр Кем, начальник управления на транспорте МВД по Дальневосточному федеральному округу
– Александр Владимирович, какие изменения произошли в системе транспортной полиции в последнее время?
– Весь 2010 год мы находились в процессе реформирования. В итоге получилась новая структура. Наверное, это было целесообразно в свете указа президента о сокращении численности полицейских. Просто так сократить личный состав без структурных изменений не вышло бы. Но сложность в том, что в отличие от территориальных УВД у нас нет несвойственных функций, нет медвытрезвителей, приёмников-распределителей и тому подобного. Задачи у нас чётко определены: охрана личного имущества и обеспечение безопасности граждан, недопущение случаев незаконного вмешательства в деятельность транспорта, поддержание общественного правопорядка на железнодорожных объектах.
В прошлом году мы сократили штат на 10%. Отчасти уложились за счёт объединения Дальневосточного и Северо-Восточного территориальных УВД на транспорте, в первую очередь сокращения коснулись аппарата. Но на этот год стояла задача ещё на 10% убавить численность. А нам, наоборот, очень бы хотелось увеличить плотность наших нарядов.

– Но ведь президент уже заявил о необходимости увеличения числа полицейских на транспорте?
– Да. Поэтому надеюсь, решение будет иное, мы его ждём. Смотрите, все последние случаи крупных терактов произошли на транспорте: станции столичного метро, «Невский экспресс», Домодедово. Это самые уязвимые места с наибольшим скоплением людей. Возьмём Дальний Восток. На его территории проживает чуть более 6 млн человек. Теперь сравним пассажиропоток: на железнодорожных вокзалах Владивостока и Хабаровска он составляет по 3 млн пассажиров ежегодно, Комсомольска-на-Амуре – 600 тыс. В прошлом году Хабаровский аэропорт обслужил 1,5 млн человек, Владивостокский – 1,3 млн. Эти объекты должны быть защищены в первую очередь. Хотя по 2010 году у нас не было ни одного случая незаконного вмешательства в работу транспорта, но, с другой стороны, и расслабляться нельзя. Этой зимой сняли с поезда Москва – Владивосток наркокурьера, он вёз с запада страны 11 кг героина, почему бы и 11 кг взрывчатки не провезти?

Железнодорожный вокзал во Владивостоке должен быть одним из наиболее защищённых объектов
– С какими проблемами приходится сталкиваться в ходе усиления антитеррористических мер на вокзалах?
– Недавно вместе с хабаровским губернатором Вячеславом Шпортом совершали объезд по пассажирским объектам транспорта. С аэропортом всё понятно, существует законодательная база, давно создана служба авиационной безопасности, работает Воздушный кодекс, который чётко указывает: кто и чем должен заниматься. На аэровокзале имеется соответствующее оборудование, один вход, территория ограждена и находится под охраной.
С железнодорожными вокзальными комплексами всё гораздо проблематичнее. Вот у вокзала Хабаровск-1 пять выходов. Это с учётом того, что пожарные разрешили часть из них перекрыть. На всех пяти ни металлодетекторные рамки, ни полицейских просто так не поставишь. Кроме того, нужно оборудование для проверки багажа, без него такой контроль – половинчатая мера.
Далее. Если служба авиационной безопасности имеет право на досмотр пассажира – эти люди, как и сотрудники полиции, проходят специальное обучение, имеют лицензии, – то на железной дороге такой категории работников нет. Даже ведомственная охрана ЖДТ не имеет права досматривать пассажира.
Да и сами вокзалы не включены в перечень объектов, которые подлежат их защите. А ведь они располагают большим количеством служебных собак. Пусть те больше караульные, не натасканные на наркотики или взрывчатку, но уже просто одно присутствие кинолога со своим четвероногим несло бы психологическое воздействие на потенциального преступника. Кстати, мы планируем развивать собственную кинологическую службу. Намерены создать такие центры во Владивостоке и Южно-Сахалинске.

– Насколько активно сопровождаются пассажирские поезда?
– К сожалению, охватываем порядка 30–35% всех поездов дальнего и пригородного сообщений. Это мало. Проблема – нет людей. Кстати, когда в 2006 году после десятилетнего перерыва нам вернули функции предполётного досмотра пассажиров в аэропортах, а дополнительного штата не дали, пришлось часть личного состава отвлекать с железной дороги. Но мы всё равно стараемся как можно больше брать поездов под сопровождение. Особенно те, в которых наиболее часто совершаются преступления в отношении личности и имущества.
Так, в дальнем следовании наиболее неблагополучными считаются пассажирские поезда сообщением Хабаровск – Нерюнгри и Владивосток – Советская Гавань.

– С железной дорогой находите понимание?
– Вполне. Но есть вопросы, которые ДВЖД не в состоянии решить. Например, госбюджет выделяет нам средства на строительство кинологического центра. Но он должен быть построен на земле федеральной собственности. А в нашей зоне ответственности почти 99% – объекты собственности ОАО «РЖД». И передать эту землю нам затруднительно, такие вопросы решаются в Москве.
Или взять ту же дежурную часть на вокзале. Не можем мы тратить деньги на её капремонт, потому как здание собственность компании. Железная дорога имеет право отремонтировать её за свои средства, но направляет деньги в первую очередь на нужды своей инфраструктуры. Получается нестыковка. Это наследие ещё того закона «О милиции», согласно которому служебные помещения, транспорт и связь предоставляют соответствующие организации-перевозчики.

Беседовал Павел Усов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31