11 апреля 2021 01:14

Лидерами становятся

Чем должны заниматься председатели первичек

Сегодня в Москве открывается XXXI съезд Роспрофжела. Об основных направлениях текущей и будущей работы организации рассказывает председатель отраслевого профсоюза.

Николай Никифоров, председатель Роспрофжела
– Николай Алексеевич, почему на съезде будут подводиться итоги работы Роспрофжела за пять лет, с 2006 по 2010 год, хотя в этот период уже проходил съезд?
– Действительно, после XXIX съезда, избравшего нынешний состав Центрального комитета профсоюза, в истории Роспрофжела был ещё один съезд – внеочередной и самый продолжительный: с момента его открытия и до последнего заседания прошло больше двух лет.
Его проведение было вызвано необходимостью внесения изменений в устав, но они нуждались в проверке временем, и мы на первом заседании ХХХ съезда в 2008-м договорились собраться вновь, когда будут результаты. А потом совместили обсуждение изменений в уставе с празднованием 105-летия профсоюза, которое отметили в минувшем году. Конечно, на том съезде мы подводили итоги: это был период, когда страна выходила из финансового кризиса. Профсоюз при этом не был статистом, наша значительная работа позволила сохранить и трудовые коллективы, и рабочие места, и достигнутые ранее договорённости о гарантиях персоналу.
Но профсоюз действует в соответствии с уставом, которым определено, что ЦК обязан раз в пять лет отчитаться перед рядовыми членами о проделанной работе. Потому мы и собираемся на очередной съезд – ему предстоит не только дать оценку проделанной работе, но и определить задачи на предстоящие пять лет, избрать новые руководящие органы.

– Сегодня рынок диктует повышенные требования к профессионализму персонала в любой организации. Профсоюз реагирует на эти тенденции?
– Конечно. Концепция кадровой политики нашего профсоюза была принята ещё в 2005 году, в ней предусмотрены сроки и продолжительность обучения профсоюзных кадров. А в феврале 2008-го президиум ЦК утвердил Положение о подборе и подготовке кадрового резерва на руководящие выборные должности в организациях Роспрофжела. Все, кто в него вошёл, прошли обучение в Институте профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. И в ходе прошлогодней отчётно-выборной кампании 20% председателей профорганизаций были избраны именно из состава этого резерва.
Большое значение мы придаём созданию и развитию учебных центров. Их сейчас четыре: центр ЦК профсоюза, на Дальневосточной, Октябрьской и Северной дорогах. Начато строительство ещё двух – на Свердловской и Восточно-Сибирской магистралях.

Почти все работники компании являются членами отраслевого профсоюза
– В почте «Гудка» встречаются нелицеприятные оценки лидеров первичек: работники обращались за помощью, им не помогли, зачем такой профсоюз? Что вы можете сказать по этому поводу?
– Профсоюзные лидеры на местах обладают разным набором личных качеств. Да, есть откровенно слабые руководители первичек, и, чтобы избежать подобного, мы и создавали кадровый резерв профсоюза.
Отмечу, что избирают лидера сами члены профсоюза. Как правило, это авторитетный работник, к которому все обращаются со своими проблемами. Конечно, председатель первички не всё может решить, но выслушать и отреагировать, дать совет – это его задача. И если председатель не может и не пытается реагировать на обращения членов профсоюза, то коллектив может отправить его в отставку.
Мы со своей стороны стараемся больше учить выборных работников, чтобы соцзащита железнодорожников оставалась на высоком уровне. Для того, собственно, и организованы наши учебные центры.

– Чему ещё посвящено образование профактива: как привлекать молодёжь, методам правовой защиты, что-то ещё?
– И то, и другое, и ещё много всего… Но работа с молодёжью для нас, действительно, один из приоритетов. Молодые по определению другие в отношении к окружающему миру, карьере, образованию. Значит, надо искать новые формы работы с ними.
Мы даже комиссию по работе с учащейся и работающей молодёжью в 2007 году преобразовали в Молодёжный совет Роспрофжела. Аналогичные советы сейчас есть во всех дорожных территориальных организациях. Их задача как раз и состоит в том, чтобы разрабатывать эффективные подходы в работе с молодёжью и студенчеством, защите их жизненных интересов и социально-трудовых прав, духовно-нравственном и патриотическом воспитании.
Такой подход даёт результат: представительство молодёжи в профорганизациях выросло до 32,7%. А скажем, в 1998 году таковых было не более 20%.

– Есть новации в плане правовой защиты работников?
– За последние пять лет проведено без малого 19 тыс. проверок силами правовой инспекции. В прошлом году на заседании президиума ЦК было принято решение увеличить минимальное число проверок на одного правового инспектора. Результат увидели сразу: нарушений трудового законодательства стало меньше. Если в 2009 году выявили 34,2 тыс. нарушений, то в 2010-м – только 24 тыс.

– Какие проблемы в области охраны труда сегодня решаются с трудом?
– Не удалось решить вопрос полного укомплектования сигналистами дистанций пути, хотя мы добились, чтобы их вводили в штаты. Для предупреждения наездов на работников мы настаиваем на разработке комплексной программы сроком на 3–5 лет по внедрению устройств автоматической пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов, современных надёжных систем оповещения о приближении подвижного состава, а также полного обеспечения работников переносными радиостанциями. Но в полном объёме решить эти вопросы пока также не удалось.
Надеемся, что сдвинется с места вопрос улучшения кабин локомотивов – наши предложения учтены в программе на 2011 год по оснащению их кондиционерами, биотуалетами. Есть трудности с бытовыми вагонами для ПМС.
Из года в год не снимается тема улучшения рабочих мест, большая часть которых в производственных подразделениях не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Только в ОАО «РЖД» 203 тыс. рабочих мест не соответствуют нормам, а ведь на них трудятся более половины персонала компании – 537 тыс. человек.

– А какой вопрос в переговорах с работодателем самый сложный?
– Об индексации зарплаты. Мы добились, чтобы в Отраслевом соглашении было записано, что она производится на основании данных Росстата, но во всех случаях не ниже индекса роста потребительских цен в среднем за год. Порядок и сроки индексации определяются колдоговорами.
Но, к сожалению, в отдельных организациях, ссылаясь на финансовые трудности, её периодически задерживают. Такие случаи были в «Ремпутьмаше», на Барнаульском и Саранском вагоноремонтных заводах. Требовать от работодателей «играть по правилам» в таких случаях – задача первичек, а при отказе им надо инициировать рассмотрение вопроса в ЦК и Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

– Как вы оцениваете уровень зарплат на предприятиях отрасли?
– В минувшем году она выросла неплохо: при инфляции 8,8% – на 17% (по стране – на 11,3%). В 2010 году соотношение заработка железнодорожников со среднероссийским составило 1,35. ЦК профсоюза считает, что соотношение должно быть 1,6, что соответствует напряжённости труда железнодорожников и мировой практике.
Надо решить вопрос увеличения суточных. При командировке до 10 дней их размер составляет всего 100 руб., и эта норма не менялась с 2002 года. А от размера суточных напрямую зависят и выплаты работникам за разъездную работу. Требуют корректировки выплаты за преданность компании работникам РЖД, переходящим в «дочки».
Эти и другие вопросы мы намерены включить в основные направления работы профсоюза на ближайшие пять лет.

Беседовала Елена Кудрявцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30