13 апреля 2021 13:53

По дороге к джазу

29 марта исполняется 75 лет режиссёру Станиславу Говорухину. Актёр, режиссёр, художник, автор 14 сценариев и 3 книг, он снял 11 художественных и 4 публицистических фильма. Многие из них составляют золотой фонд отечественного кинематографа, в том числе самая знаменитая его лента «Место встречи изменить нельзя».

Конечно же, большинство людей в ноябре 1979 года ждали премьеру этого детективного сериала «из-за Высоцкого». Ведь невозможно было представить, чтобы их кумир целую неделю не сходил с советских экранов. Ждали, что прозвучат и его песни.
«Однако Володя ничего, кроме фрагмента салонного шлягера Вертинского, в нашем фильме не пел, – рассказывает режиссёр. – Но хитами стремительно становились все его реплики в образе Жеглова».

Станислав Сергеевич с улыбкой вспоминает и такой случай. «Спрашиваю Ларису Гузееву, помнит ли она свою первую роль, имея в виду «Жестокий романс». А она сразу отвечает: «Да, конечно, это же ваше «Место встречи изменить нельзя». Я даже талончики за съёмку не стала менять на деньги, сохранила как память». Пришёл домой, включил фильм, и точно – есть в нём два крупных плана Ларисы. Хотя по большому счёту Гузееву, конечно же, открыл Эльдар Рязанов».

«Место встречи изменить нельзя» – бесспорная веха в творчестве режиссёра. Но нельзя забывать и про «Вертикаль», это был дипломный фильм Говорухина и первая картина с участием Высоцкого как актёра и автора-исполнителя.

Правда, режиссёр не согласен с теми, кто утверждает, будто фильм «Вертикаль» задумывался как способ легализации песен Высоцкого. «Ничего подобного – Высоцкий был тогда уже достаточно известен. А его песни заиграли в фильме благодаря Соне Губайдулиной, про которую никто ещё и знать не знал, что она великий авангардный композитор – она сделала фантастическую оркестровку...»

Станислав Говорухин не держится за одну освоенную тематику, не следует одному испытанному жанру. После романтической киноповести «Вертикаль» (1966) он взялся за «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972). На гребне успеха, связанного с «Местом встречи…», он проверил себя в кинематографе для детей.

Тематическое и жанровое разнообразие – отличительная черта говорухинского кинематографа: сценарий фильма «Пираты ХХ века» (1978) – боевик, «Десять негритят»(1987) – триллер, «Ворошиловский стрелок» (1999) – драма, «Не хлебом единым» (2005)– социально-производственный роман. Громкий успех сопутствовал его документально-публицистическим фильмам: «Александр Солженицын»(1989), «Так жить нельзя»(1990), «Россия, которую мы потеряли» (1992), «Великая криминальная революция» (1994). А в последнее время Говорухин стал снимать кино про лучшую часть человечества — это мелодрама «Благословите женщину» (2003) и комедия «Артистка» (2007).

«Вообще-то я создан для комедии, – то ли в шутку, то ли всерьёз признался Станислав Сергеевич после премьеры «Артистки». Но для кинокомедии до сих пор не было материала. И тут попался сценарий Валерия Мухарьямова, и я понял: вот оно. Попадётся ещё один – сниму ещё одну смешливую картину, если, конечно, хватит здоровья».

Слава Богу, режиссёру хватило и здоровья, и сил. Завершив в 2009 году сложнейшую по съёмкам картину «Пассажирка» (экранизация рассказа Константина Станюковича), Говорухин вновь взялся за комедию, причём музыкальную, – «В стиле JAZZ» (2010). В основе сюжета – любовный «четырёхугольник». Он образовался в тот день, когда в жизнь одной дружной женской семьи (мама – стюардесса, старшая дочь – актриса и младшая дочка – флейтистка) вошёл молодой мужчина – драматург, бывший военный. Главные роли исполнили Елена Яковлева, Ольга Красько, Аглая Шиловская и поляк Михаил Жебровски, сыгравший некогда в оскароносном «Пианисте» Романа Полански. Автором музыки стал известный питерский джазмен Давид Голощекин.

Юрий Акимов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30