25 октября 2021 12:27

В контакте с сетью

Сложности с обеспечением внешнего электроснабжения пока остаются

В текущем году компания продолжит усиливать хозяйство электроснабжения и укреплять взаимосвязи с Единой энергетической системой страны.

Алексей Федотов, начальник департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД»
– Алексей Анатольевич, как бы вы могли охарактеризовать сегодняшнее положение дел в хозяйстве энергоснабжения?
– Надёжное электроснабжение тяги, устройств СЦБ и прочих потребителей продолжает оставаться основной задачей хозяйства электрификации и электроснабжения. В течение всего прошедшего года состояние контактной сети на всех дорогах оценивалось как «отличное». Впрочем, балльная оценка состояния контактной сети за прошедший период в целом по сети дорог составила 33,1 балла против 35,7 в 2009 году. За счёт капитальных вложений в прошлом году было реконструировано и введено в эксплуатацию 404,8 км контактной сети, 92,6 км воздушных линий электропередачи, модернизировано оборудование на 25 тяговых подстанциях, 17 кругов телемеханики системы МСТ и АМТ, ЕДЦУ.
На дороги было поставлено 25 автомотрис АДМ-1,3, 132 передвижных ремонтных мастерских, 294 комплектные трансформаторные подстанции и многое другое оборудование для нужд хозяйства электрификации и электроснабжения.

– Как происходит процесс модернизации существующей инфраструктуры?
– Система тягового электроснабжения должна обеспечивать пропуск поездов массой 6300 тонн. В этих целях усиливается инфраструктура для сокращения интервалов попутного следования для таких поездов до 10 минут. Так, в 2010 году сеть была усилена на 376 км.
Реконструировано тяговое электроснабжение на участке Санкт-Петербург – Бусловская, Санкт-Петербург – Москва и Москва – Нижний Новгород.
При организации движения пассажирских поездов на направлении Москва – Нижний Новгород со скоростями до 160 км/ч реконструировано 8 тяговых подстанций, введён в эксплуатацию пункт поднятия напряжения Павловский Посад с системой внешнего питания, реконструирована контактная сеть на 13 станциях в объёме 144 км развёрнутой длины контактной сети.
Проводились работы по обновлению и модернизации устройств электроснабжения и на остальных полигонах сети железных дорог. Внедрялись новые разработки, высокотехнологичное оборудование.

Всё больше железных дорог страны получают электротягу
– Прошедший 2010 год запомнился россиянам экстремальными метеорологическими условиями: летняя жара и лесные пожары, декабрьский ледяной дождь, а метеорологи снова пугают прогнозами аномально жаркого лета. Хозяйство к нему готово?
– Для исключения случаев падения деревьев на высоковольтные воздушные линии электроснабжения только в прошлом году было очищено от древесно-кустарниковой растительности более 14 тыс. км охранных зон. Кроме этого, с целью повышения надёжности электроснабжения и снижения ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, подобных летним лесным пожарам 2010 года и падению высокорослых деревьев, растущих за пределами охранных зон, вынесено 377,6 км, причём все они выполнены самонесущими изолированными проводами. В текущем году планируется вырубка на полигоне не менее 15 тыс. км.

– Как хозяйство электроснабжения взаимодействует со сторонними поставщиками электроэнергии?
– Остаются проблемы с обеспечением надёжности внешнего электроснабжения объектов железнодорожного транспорта со стороны электроснабжающих организаций. Анализ отключений объектов ОАО «РЖД» от сетей внешнего электроснабжения за 2006–2010 годы показывает, что, несмотря на проводимую работу с ФСК ЕЭС, ОАО «Холдинг МРСК» и других сетевых компаний, количество случаев отключений в сетях внешнего электроснабжения продолжает расти. Только в прошлом году было допущено 306 случаев отключения объектов РЖД от сетей внешнего электроснабжения, а в 2009 году – 252. Наибольшее количество нарушений электроснабжения зафиксировано в Центральном и Северо-Западном регионах. Особенно серьёзная ситуация была с 11 по 13 июля 2010 года, когда в результате отключения 13 тяговых подстанций от сетей внешнего электроснабжения длительное время было обесточено 250 км Горьковской железной дороги на направлении Москва – Нижний Новгород – Киров. 29 июля были обесточены 22 тяговые подстанции Октябрьской железной дороги, в результате было задержано 36 пассажирских поездов с прибытием на конечный пункт с опозданием от 3 до 14 часов, 61 пригородный и 37 грузовых поездов. Подобные массовые отключения тяговых подстанций в границах Октябрьской железной дороги были допущены 15 и 20 августа. Ну и, конечно же, запомнившийся всем ледяной дождь 26 декабря 2010 года, когда из-за отсутствия внешнего электроснабжения было отключено 32 тяговых подстанции Московского узла. Движение поездов в данный период было ограничено, а на Казанском, Смоленском и Волоколамском направлениях было организовано движение поездов на тепловозной тяге.
Для повышения надёжности внешнего электроснабжения объектов подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Оно поможет улучшить взаимодействие при ликвидации нарушений нормального режима работы электросетей ЕЭС России и технологических нарушений на объектах электросетевого хозяйства ОАО «РЖД».

Беседовала Елена Мирошникова


Справка «Гудка»
    По состоянию на начало 2011 года протяжённость электрифицированных железнодорожных линий составила более 43 тыс. км. Удельный вес электрифицированных линий от протяжённости сети железных дорог ОАО «РЖД» составил 50,6%. Более 80% грузов и пассажиров перевезено на электрической тяге, которая является экологически чистым видом тяги и значительно дешевле тепловозной.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31