11 апреля 2021 01:49

Требуется скорая помощь

Работники фирм просят повысить заработную плату и обеспечить социальные гарантии

Решить проблемы с задержкой зарплаты работникам аутсорсинговых компаний поможет контроль руководителей среднего звена предприятия – получателя услуг, а заставить работодателя заключить колдоговор  – профсоюз. Однако не у всех пока получается.

Даже небольшие зарплаты не всегда выплачиваются своевременно
Задержка выплаты зарплаты – нередкое явление в аутсорсинговых компаниях. Три года назад в вагонном депо Магнитогорск ЮУЖД из-за трёхмесячной задержки забастовали мойщики помещений ООО «Скорпион-Инвест». Дорога вовремя рассчитывалась с фирмой, но деньги до людей не доходили. ЮУЖД выплатила работникам долг их предприятия, которое потом рассчиталось с магистралью. А в ноябре прошлого года в Челябинском вагонном пассажирском депо отказались работать 34 сотрудника участка мойки и экипировки пассажирских вагонов ООО «Экспресс-тур» – не устроила объявленная индексация в 5%. «У нас очень маленькая зарплата. Низкие тарифы не дают заработать», – заявили работницы и потребовали встречи с работодателем, после разговора обстановка нормализовалась. Но, как признают в Уральском филиале ФПК, проблема полностью не решена, и недовольство может появиться в любой момент. Как рассказала одна из работниц ООО «Экспресс-тур», после ноябрьского «выступления» мастера и бригадира как организаторов забастовки уволили. «Коллектив особо не возражал, так как забастовку поддержали не все, знали, что зарплаты, как у железнодорожников, не будет. Хорошо тем, кто вышел на предоставление услуг в последние годы. У них и зарплата – на уровне последних лет. А мойка и экипировка начала работать отдельно с 2001-го. Зарплата по тем временам была высокой – 7 тыс. руб. Но с тех пор почти не поднялась», – пожаловалась экипировщица.

«С аутсорсерами дорога рассчитывается в соответствии с договорами. Обязательства самих предприятий по своевременной выплате зарплаты своим рабочим тоже включены в договор. Есть и требование о предоставлении отчёта о выплате зарплаты. Когда начиналась работа с аутсорсерами, такого условия не выдвигалось. Сегодня массовых фактов задержки зарплаты нет. Да, размер зарплат невысок», – признал замначальника ЮУЖД по экономике и финансам Александр Сельменских.

Недовольны были и работники аутсорсера на ЗабЖД. Как писал «Гудок», после вмешательства начальника дороги ситуация стабилизировалась. Теперь компания подаёт ЗабЖД информацию о зарплате, предоставлении отпусков, больничных, соблюдении режима рабочего времени и правилах внутреннего распорядка. Но, как рассказала бывшая экипировщица эксплуатационного вагонного депо Белогорск Татьяна Ветрова, её и ещё трёх экипировщиц уже уволили. «С февраля ничего не поменялось – опять заключают с сотрудниками гражданско-правовые договора, опять мизерная оплата»,  – уточнила она.

Порой причина задержки выплаты зарплаты – неправильно оформленный договор. В прошлом году работники ООО «Бизнес Алекс – РЖД», обслуживающего путевые машинные станции Дальневосточной дирекции по ремонту пути, направили в ОАО «РЖД» коллективную жалобу о задержках зарплаты за несколько месяцев. Аутсорсер объяснял проблему несвоевременностью расчётов со стороны Дирекции по ремонту пути. В свою очередь, в дирекции говорили, что вопрос завис в департаменте «Казначейство» РЖД. Там посчитали, что подписанный ранее договор с ООО «Бизнес Алекс – РЖД» был составлен некорректно. На переработку документации понадобилось время. Как сообщил директор аутсорсинговой компании Алексей Попрядухин, в итоге проблема разрешилась благополучно, сотрудничество продолжается.

Вообще руководители аутсорсинговых фирм рассказали «Гудку», что часто проблема задержки зарплаты связана именно с железнодорожниками, которые не вовремя перечисляют деньги за услуги или же не всю сумму сразу. По их словам, можно было бы предъявить претензии, но, как правило, фирмы опасаются потерять работу.

«Чтобы проблем не возникало, необходимо взаимодействие на уровне получателя услуг, скажем, мастера или начальника участка», – говорит замначальника экономической службы ДВЖД Ирина Гомзина. Получая в оперативное подчинение работников компании, такой руководитель должен не только контролировать качество работ, но и знать, получают ли они зарплату, выдана ли спецодежда. И своевременно реагировать.

«Главное – найти золотую середину между качеством услуги и мотивацией рядового работника. Дорога такому человеку больше не работодатель, но и фирма должна предоставить ему социальный пакет, спецодежду, своевременно оплачивать труд», – уверена Ирина Гомзина.

Контроль со стороны получателя услуги выгоден ему, и не только тем, что аутсорсеры лучше работают. Как отметила начальник отдела обслуживания пассажиров и предоставления услуг в поездах Уральского филиала ФПК Ирина Задимидько, кадровый резерв проводников можно пополнять за счёт лучших работников-аутсорсеров. Для них это дополнительная мотивация: средняя зарплата кадровых проводников почти вдвое выше. Они пользуются льготами и гарантиями по колдоговору. В большинстве же фирм работники получают фиксированную зарплату, нет колдоговора. Как правило, в компаниях нет профсоюза, руководители фирм в этом не заинтересованы. Поэтому дорпрофсожу сложно убедить работодателя принять сторону работника. То же самое касается обеспечения работников социальными гарантиями и льготами.

Как рассказал председатель дорпрофсожа ВСЖД Александр Старцев, в ООО «Новая сервисная компания» (мойка вагонов) есть члены профсоюза, поэтому дорпрофжел помогал решать вопрос выплаты зарплаты, когда в феврале прошлого года из-за этого была приостановлена работа. «Не удалось пока договориться с ЗАО «Структура» (уборка помещений) о продлении колдоговора. Никак не можем найти общий язык с компанией из Красноярска, у которой находится прачечный цех. Работодателю сегодня проще работать с временным человеком».

Впрочем, есть магистрали, где итоги выполнения колдоговора аутсорсинговой фирмы подводят на ежегодных дорожных конференциях.

Большинство опрошенных «Гудком» представителей дорпрофсожа говорили, что пытаются облегчить жизнь бывших железнодорожников. Тем не менее решить проблему можно лишь более кардинальными мерами. «Чтобы охватить такие организации колдоговором, необходимо уже на стадии формирования или заключения договоров между структурами РЖД и аутсорсерами предусматривать этот момент в учредительных документах или договорах», – уверен зампред дорпрофсожа СКЖД Григорий Алфёров.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30