11 апреля 2021 00:09

Время выбирать

Колея на сейсмоопасном острове лучше транспортёра

Власти Сахалина предложили ОАО «РЖД» активизировать участие в проекте строительства железной дороги Ильинский – Углегорск.

Для транспортировки угля в страны АТР нужна железная дорога
С таким предложением выступил сахалинский губернатор Александр Хорошавин во время недавней встречи с начальником Дальневосточной дороги Михаилом Заиченко.

По заказу областных властей подготовлен проект создания топливно-энергетического кластера на западном побережье острова. Он предполагает дальнейшую разработку угольного месторождения Солнцевское, крупнейшего на Сахалине (балансовые запасы – 600 млн тонн, разведанные – 2 млрд тонн угля), а также строительство новой Сахалинской ГРЭС-2. Мощности старой станции, расположенной в посёлке Вахрушево, изношены. В 2015–2016 годах она должна быть закрыта.

Новая ГРЭС будет работать на солнцевском угле. Но большая часть угольной продукции с этого месторождения пойдёт на экспорт в Японию, Республику Корея, Китай через незамерзающий порт Холмск – там появится новый терминал. Но для транспортировки угля необходимо построить железнодорожную линию Ильинский – Углегорск протяжённостью 143 км.

От этой дороги выиграют не только угольщики, но и железнодорожники. Сейчас на Сахалине активно идёт газификация. По словам Александра Хорошавина, в 2011 году на газе заработает один из котлоагрегатов Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 – главный потребитель угля на острове. А с 2013-го станция полностью станет работать на альтернативном виде топлива. В этой связи могут существенно сократиться объёмы перевозок угля в границах Сахалинского региона ДВЖД, а ведь он занимает существенную долю в структуре погрузки. В 2010 году на Сахалине было погружено 2,38 млн тонн различных грузов. Из них угля – 1,7 млн тонн.

«При переводе Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 на газ отпадёт необходимость в перевозке около 800 тыс. тонн угля. Но проект, который мы предлагаем, даст железнодорожникам куда большие объёмы, – сказал губернатор. – По нашим расчётам, разработка угольного месторождения существенно нарастит на Сахалине угледобычу. По линии Ильинский – Углегорск можно будет перевозить до 5 млн тонн – как для внутреннего потребления, так и на экспорт».

Вопрос о скорейшей реализации проекта Александр Хорошавин намерен обсудить с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

Несколько лет назад руководство области и компании договаривались направить 300 млн руб. на начало проектно-изыскательских работ, но кризис помешал этим планам.

Постройка дороги оценивается в 20 млрд руб. ОАО «РЖД» предлагается взять на себя четверть расходов. Источники финансирования остальной части – областной бюджет и привлечённые инвестиции компаний – потенциальных потребителей угля.
«Хорошо было бы заручиться поддержкой и федерального бюджета. Сегодня на ДВЖД по принципу государственно-частного партнёрства реализуются такие крупные проекты, как строительство нового Кузнецовского тоннеля, организация интермодального пассажирского сообщения по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи», – сказал губернатору Михаил Заиченко.

По мнению начальника ДВЖД, уголь с Солнцевского месторождения действительно будет востребован в странах АТР. Большие объёмы этого вида топлива понадобятся Японии. Китайская сторона также высказывала намерения значительно увеличить потребление российского угля. В свою очередь, говорит Александр Хорошавин, для деловых кругов КНР скоро пройдёт презентация данного проекта.

Китайским бизнесменам представят и другой вариант развития Солнцевского месторождения. Его инициатор – компания «Сахалинуголь». Согласно нему предполагается построить у мыса Изыльметьева, близ Углегорска, отгрузочный терминал. Уголь с месторождения непосредственно к причалам порта пойдёт по канатно-ленточному конвейеру протяжённостью 14,5 км.

Примечательно, что ранее президент «Сахалинугля» Олег Мисерва заявлял о поддержке данной идеи администрацией Сахалинской области. Теперь областные власти утверждают, что этот вариант не идёт ни в какое сравнение с проектом, включающим линию Ильинский – Углегорск.

Бывший начальник аналитического управления администрации Сахалинской области Александр Фомин считает сомнительной идею строительства ленточного транспортёра. «В том районе сложный рельеф и природные условия непростые: снег выпадает высотой полтора-два метра, землетрясения бывают шесть-семь баллов. Железная дорога надёжнее. Помимо прочего, она имеет стратегическое и геополитическое значение. Она нужна, чтобы сохранить местное население», – говорит он.
«Кроме того, сахалинские железнодорожники дважды обращались в администрацию с просьбой ускорить этот проект. Если бы областной бюджет, выделяя 1,5 млрд руб. на газификацию Южно-Сахалинской ТЭЦ, столько же отвёл на начало строительства углегорской линии, это было бы реальное дело», – резюмирует Александр Фомин.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30