16 октября 2021 07:53

Очень большие уши

Окончание. Начало см. на 1-й полосе



Шапку поглубже

В Чите сажусь в полупустую электричку до станции Атамановка.

Через салон пробегают два паренька: кассиры близко. Через пару минут «зайцы» спешат обратно. Видимо, нарвались на кассиров в хвосте. Вслед за ними две женщины заходят в наш вагон. Я съёживаюсь. Они идут строго по своей стороне. Первая уже миновала меня, вторая ещё не дошла. Улучив момент, перебираюсь напротив. Даже не взглянув на меня, кассир проходит мимо.

Знакомлюсь с пареньком, который подсаживается рядом.
– Постоянно бесплатно езжу. А чего? Кассира увидел – перешёл в другой вагон, и все дела!

Я иду в следующий вагон. И вдруг вижу кассира. Она в крайнем кресле пересчитывает мелочь. Замираю. Но девушка, окинув меня безразличным взглядом усталых глаз, продолжает звенеть рублями. Сажусь рядом и интересуюсь, далеко ли моя станция.
– Уже подъезжаем, – отвечает кассир, не поднимая головы.

Сергей Донцов
Чита



«Мастер-класс» от рыбака

«Сегодня очередной этап технического перевооружения станции Новосибирск-Главный. Начиная с этого дня мы будем пользоваться турникетами! – Голос областного министра транспорта Николая Симонова, усиленный динамиками, звонко разносился по залу ожидания. – Пассажиры теперь будут проходить через современный турникетный комплекс, просканировав билет...»
– Не все будут, – говорит стоящий рядом человек, судя по экипировке, рыбак.
– Это как же?
– Айда покажу!

Мы двигались в противоположную от турникетов сторону, а вслед нам неслись слова о том, что к началу летних пассажирских перевозок со стороны улицы Владимировской появится новый павильон.

Мы находим укромный уголок, и рыбак вытягивает из баула оранжевую жилетку, надевает. На спине – жирная буква «П». Путеец!

Пока добирались до поезда, я поинтересовался, к чему такой маскарад. В ответ он пробурчал, что полторы сотни рублей лишними не бывают.

Контролёры появились через десять минут после отправления. Женщина в форме лишь глянула на мужественное выражение лица рыбака и оранжевый жилет и перешла к следующему. То есть ко мне. И рассчитала по полной программе, да ещё глянула так снисходительно, мол, ни один «заяц» у нас не проскочит!

Повернувшись, я вижу широкую победную улыбку рыбака.

Владимир Павлов
Новосибирск



Совет для Мухи

Утром я покупаю билет до станции Енисей и занимаю позицию в тамбуре. Через несколько минут там появляются люди в синих кителях с портативными кассами. Стараясь не привлекать внимания и делая вид, что выбираю, где можно сесть, медленно продвигаюсь в следующий вагон. Кассиры двигаются за мной. Поезд подъезжает к станции Бугач. Выскакиваю на платформу и что есть мочи несусь в безопасный вагон. Вместе со мной скачут ещё несколько ребят.
– Уф, – перевожу дух, – кажется, получилось.

Но слышу: «Ваш билетик!»

Как оказалось, сегодня, помимо кассиров, работает ещё и бригада контролёров.
– Извините, не успела купить, – мямлю я. – Кошелёк дома забыла, мне только до станции Енисей. Может, я в другой раз заплачу, я часто езжу?

Контролёр спокойно выслушивает мой лепет, но предлагает покинуть вагон. Достаю из сумки билет и удостоверение собкора.
– Вот, задание такое получила, «зайцем» побыть.

Изучив мои документы, ревизор отдаёт мне их обратно:
– Всё играетесь, только людей от работы отвлекаете.

В соседнем вагоне замечаю мужчину, который при виде кассиров судорожно достаёт из кармана телефон и о чём-то очень увлечённо беседует. Кассир останавливается и терпеливо ждёт, когда же пассажир закончит важный разговор. Тот, видя, что метод не срабатывает, протягивает билет.
– Уже проехали остановку.
– Не заметил даже, – «удивляется» он.
– Придётся оплатить билет и ещё сбор 100 рублей.

Пассажир начинает размахивать руками, выкрикивать в адрес кассира оскорбления и угрозы. Усмирить «зайца» удаётся только двум охранникам.

А вот следующий пойманный безбилетник – чёрный щенок дворовой наружности – мирно дремлет под скамейкой.

Хозяйка питомца протягивает кассирам билет.
– А на собачку билет?
– На Муху тоже билет нужен? Где это написано?
– В Правилах перевозок пассажиров и багажа. Да вот же плакат прямо перед вами.

Хозяйке ничего не остаётся, как купить питомцу билет.

Кассиры продолжают проверку. Муха недовольно тявкает им вслед.
– Нет, Муха, ты не права, – оглядывается кассир, – за проезд нужно платить!

Олеся Мизинко
Красноярск



Стар и млад

Через станцию Смышляевка в сторону Самары утром проходят две электрички с разницей в четверть часа – из Новоотрадного и из Похвистнева.

Стою и наблюдаю, как взрослый мужчина крупной комплекции пытается взобраться на высокую платформу. За ним тем же порядком забирается женщина, просит подать руку.

Через пару остановок в вагоне начинается движение в одну сторону – наступает контроль. Перебегает по вагону не только молодёжь, но и зрелые граждане. Зато освобождаются места – можно ехать сидя.

Вдруг движение застопорилось – в дверях с обеих сторон вагона появляются чоповцы.

Слышу простые диалоги: куда едем, до какой станции, нет билета – покупаем. При виде людей в форме безбилетники нехотя раскошеливаются. Правда, есть и упорные, у них ответ заготовлен заранее: «Денег нет, скоро выхожу». Тогда чоповцы выводят «зайца» в тамбур, и, судя по разговору, безбилетник действительно готов покинуть вагон. Доходит очередь и до меня.
– Билет до 31-й зоны, уже проехали, оплачивайте проезд.

Принимаю удивлённый вид, потом ссылаюсь на скорый выход из вагона, мол, задумался, проехал свою станцию. Номер не проходит, приходится заплатить за лишние остановки. Еду дальше. Интересно, что таких, как я, – с билетом до ближайшей зоны – набирается несколько человек. Кто-то платит, а кто-то предпочитает выйти, но тут же заскакивает в другой вагон.

Дмитрий Попов
Самара



Лежалый билет

Вечерний рейс в Зеленоградск обещает быть массовым – жители пригорода возвращаются из Калининграда с работы. Пытаюсь пройти через турникет без билета. Это просто. Механические стражи приветливо моргают зелёным – проход открыт. Рядом, правда, стоит женщина в «желтухе». На билетики она смотрит мельком. И вряд ли что видит – темновато. За пару минут, что я наблюдала, человек пять прошли, ничего не показывая, а просто похлопав рукой по карману, где, как следовало понимать, лежит заветный квиток. Я сделала то же самое.

Сажусь в вагон. Вскорости входит контролёр. Милая девушка быстро «прошерстила» вагон. Я не стала объявляться безбилетницей и жаловаться на тяжёлое материальное положение – как и остальные, протянула свой билет. Девушка быстро его надорвала – контроль пройден. Вот только билет-то был уже не первой «свежести» и не на этот маршрут. Да ещё помятый и грязный. Уж какой лежал на перроне.

Вера Башканова
Калининград



Народная тропа

Зайти в электричку без билета на станции Подлипки-Дачные, оборудованной турникетами, можно двумя способами. Первый больше подходит для мужчин. Нужно через калитку в заборе подойти к платформе и вскарабкаться на неё. «Зайцам» женского пола сподручнее нырнуть под планку турникета. Я проныриваю.

В тамбуре сразу наткнулась на разъездного кассира. Но народу много, а она одна. Всех проверить не успевает, некоторые хотят купить билетик, протягивают ей деньги. И я спокойно прошла в вагон и даже села на свободное место.

На Ярославском вокзале захожу в турникетный зал. М-да, тут никак не пролезть. Наблюдаю за людьми. Один пристроился сзади к человеку с билетом. Опа! Прошёл «паровозиком». Но охранники его ловят и ведут к кассам.

Возвращаюсь на перрон. Вдоль него забор, который мужчины успешно преодолевают, но мне он не по зубам: в пальто, юбке и сапогах на каблуках. Ладно уж, купила билет на выход. Хотя я всё равно сэкономила 24,5 рубля.

Утром иду на Курский вокзал. На перроне вижу забор, отделяющий турникетные павильоны от первой платформы. Со стороны павильонов – охранник. Немного струсила, но увидела, что вдоль путей спокойно идут «зайцы».

Спуститься вниз с первой платформы не составляет труда. А платформа, где стоит электропоезд до Петушков, даже оборудована импровизированной ступенькой в виде обрезка рельса. Прошу мужчину подать мне руку. Он помогает. Сажусь в электричку, доезжаю до Карачарова, где нет турникетов, и возвращаюсь на Курский вокзал.

Возле кассы на выход выстраивается огромная очередь, в основном женщины. Работает всего одна касса, движется очередь медленно, многие не выдерживают и идут в турникетный зал, а там – бой. Пять охранниц с переменным успехом пытаются не пропускать безбилетников.

«Удивительно, зачем они тут толпятся? Один прыжок, и ты на свободе», – подумала я и направилась к лазейке. Там тоже был ажиотаж. По моим наблюдениям, две трети пассажиров – «зайцы».

Светлана Казанцева
Москва



Дедушкин укор

Уехать «зайцем» на электричке из Питера не просто, а неприлично просто.

Вход со стороны города на пригородные платформы Московского вокзала огорожен турникетами. Перемахнуть их трудно. Да и милиционеры стоят. Поэтому знающие идут к крайней платформе дальнего сообщения. С неё даже не надо спрыгивать.

Когда электричка миновала Фарфоровскую, в вагон зашли контролёры. Тут же два парня поднялись и вышли в тамбур. Пока поверяли билеты, доехали до Обуховской, где я и ещё четверо перебежали в проверенный вагон. Погони не было.

В Интернете есть целые сообщества, посвящённые «электричкингу». В них описываются все направления, спутниковые снимки с обозначением лазов, время рейдов, внешность контролёров, что возьмут вместо билета тридцатку, и тех, с которыми лучше не связываться. Я вышла из электрички в Металлострое, потому что стало ясно, что до Колпина или Тосно я уже доеду «зайцем» однозначно.

На обратном пути электричка была битком. Контролёров не было, а когда прибыли на Московский, половина её пассажиров пошла к концу платформы и перебежала к четвёртой платформе дальнего следования. Я тоже.

На Финляндском вокзале есть какая-то особая ирония в том, что ближайший лаз на платформу находится сразу после здания, где сидят полицейские и прокуратура. Правда, тот лаз мне не понравился – неудобный. Мне уже стало интересно, до какой степени надо обнаглеть, чтобы вообще перестать опасаться наказания за хождение по путям. Поэтому пошла дальше. Невдалеке в заборе был даже не лаз, а аккуратно выпиленная дверь, даже на петлях. Через неё большая часть людей и шла на пригородную платформу. «Бесплатная» электричка до Выборга была полупустая. Я опять встала в тамбуре. Контролёров не было. Зато через три остановки в вагон зашёл старичок. Увидев, как я озираюсь, дедушка смерил меня строгим взглядом и прошёл в вагон. Дедушка ничего не сказал, он просто посмотрел. Но для меня приключение превратилось в мелкий и гадкий поступок. Хотя у меня и лежали в кармане билеты.

Яна Позолотчикова
Санкт-Петербург



Память на лица

Перелезать забор, ограждающий подходы к Пригородному вокзалу в Ростове, на глазах у милиции я не решился. В свете последних усилений борьбы за безопасность такой эксперимент мог закончиться длительной беседой с нарядом и опозданием на электричку.

Отправляюсь в кассу, беру билет не только до Таганрога, но и до Батайска, который вчетверо дешевле. Устраиваюсь в середине поезда, чтобы можно было в случае необходимости уйти от контролёра в любую сторону.

Оказалось, это было не самое удачное решение. Проверка нагрянула быстро и одновременно с двух сторон. Бежать некуда. Подаю для проверки билет до Батайска.
– У вас билет неправильный, – заявляет мне проверяющая Оксана Виноградова. – Мы через Батайск не едем. Вы, наверное, поездом ошиблись или не тот билет мне дали.
– А у вас можно билет купить, мне до Таганрога ехать, но у меня только 50 рублей...
– Тогда придётся вам выйти – до Таганрога билет 72 рубля.

После нескольких минут уговоров я всё же признаюсь в своей провокации и предъявляю билет до Таганрога.

Народу по местным меркам немало. Все места заняты, пара человек стоит. Люди всё время меняются, но общее количество пассажиров примерно то же. Замечаю, что у кассиров прекрасная зрительная память. Они всякий раз точно вычисляют людей, к которым ещё не подходили, и при этом я ни разу не заметил, чтобы к кому-то подошли дважды.

Впрочем, через час с начала поездки выяснилось, что дважды к одному и тому же человеку подойти вполне могут.
– Предъявите, пожалуйста, ваш билет, – обращается второй разъездной кассир Валентина Иванкова к неприметному парню, прикорнувшему в трёх лавках от меня.
– Я уже показывал!
– Совершенно верно, но у вас билет был до Синявской, а её мы уже проехали.
– Я просто передумал, решил до Таганрога ехать!
– Ваше право, но доплатите.

Из Таганрога на той же электричке еду домой. Сразу поясняю поездному кассиру, что купить билет в Ростов не успел и поэтому готов купить у неё. И прошу о «скидке» для постоянного клиента. Следует отказ.

Уже на подъезде к Ростову разговорились с Иванковой. Оказывается, «зайцы» на маршруте стали большой редкостью. В основном ездят одни и те же люди, которые или покупают билеты на станции, или, если такой возможности нет, у разъездных кассиров.
– Бывают и проблемы, – улыбается она. – В прошлом году фанаты ЦСКА после игры с «Ростовом» решили прокатиться к Азовскому морю. Все без билетов, денег, говорят, нет. Мы сообщили в милицию, и в Таганроге нас уже поджидали. Деньги сразу нашлись.

Игорь Евдокимов
Ростов-на-Дону



Серёжка на полке

Суббота. Утро. Перрон Ярославля-Главного. В последний вагон поезда на Некоуз цепочкой заходят пассажиры. Билеты молча стоящей у двери проводнице никто не предъявляет. Мы с женой и 10-летним сыном Серёжей тоже проходим без билетов, бредём по общим вагонам и усаживаемся в четвёртом с хвоста, плацкартном. Серёжа сразу забирается на полку, укутывается курткой и замирает. Я отправляюсь гулять по поезду.

После станции Молот в наш вагон заходит пожилая проводница в очках. Беру супруге билет до Рыбинска, куда мы едем навестить родню. Причём покупаю не от Ярославля, а от Молота – за 70 рублей, сэкономив двадцатку и не уплатив сбор. Притихшим на полке сыном никто не интересуется, так что нам удается сэкономить ещё 45 целковых. Люди подсаживаются в наш вагон, но к ним никто не подходит. Вылезают без посредничества проводника, после чего вагон следует с открытой дверью и поднятой подножкой. Мы уже жалеем, что взяли билет до самого Рыбинска, а не до ближайшей станции.

«Сколько вас в бригаде?» – спрашиваю проводницу, сходя на рыбинский перрон. «Как обычно – трое на пять-шесть вагонов», – признаётся она. Возвращаемся в Ярославль пригородным. Пустившая нас без билета проводница предупреждает: «Комиссионный сбор будете платить». Мы проходим несколько вагонов. Вскоре после отправления берём жене билет за 70 рублей. от Рыбинска до Молота. Комиссионный сбор не требуют. Сын опять не замечен.

Николай Порецкий
Ярославль



Сон между зонами

Возможности попасть на электричку, минуя турникет, на Челябинском вокзале нет. Территория обнесена высоким забором – не перелезешь. И не обойдёшь – далеко.

Пришлось брать билет на первую зону за 14 рублей. Успеваю заскочить в последний вагон. А вот и два контролёра с чоповцами. Дохожу до головного вагона и устраиваюсь на угловом диванчике. До Полетаева остаётся 10 минут. Появляется контролёр. Вместе с ней охранник. Он встаёт у дверей, отрезая отступление. Вперёд тоже идти некуда – там кабина машиниста. Немедленно, как учили, «засыпаю». Вежливо, но настойчиво будят. Ищу по карманам билет, роюсь в сумке. Контролёр-кассир требует приобрести проездной документ. Поезд уже замедляет ход. Но контролёр держит позицию жёстко. В последнюю минуту «нахожу» полный билет от Челябинска до Полетаева, который всё-таки пришлось предъявить.

Им я и решила воспользоваться ещё раз, возвращаясь назад в Челябинск. На этот раз контролёр в вагоне появилась сразу, едва поезд тронулся. Она несколько раз прошла мимо меня. Вагон полон. Зашедшие на других станциях пассажиры честно получали свои проездные документы. А безбилетный собкор невозмутимо продолжала читать свою Дину Рубину.

В Челябинске перронный контролёр Свердловской пригородной компании согласен: пропустить безбилетного пассажира можно, особенно когда большой наплыв людей. «Полностью избавиться от «зайцев» очень сложно. Они всегда найдут лазейку, если захотят. Но мы их ловим и приучаем платить», – добавил он.

Евгения Мусихина
Челябинск


Полную версию рейда читайте на сайте «Гудка»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31