16 октября 2021 08:05

Научный анализ

Учёные исследовали факторы риска появления ошибок у работников станций

Сотрудники Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДвГУПС) определили степень риска допустить ошибку в работе специалистами одной из станций первого класса Свободненского региона Забайкальской железной дороги.

Диспетчеры должны обладать эмоциональной устойчивостью
В настоящее время в ОАО «РЖД» кардинально изменился подход к обеспечению безопасности движения. От устранения допущенных персоналом нарушений в отрасли перешли к внедрению системы их предупреждения.

В связи с этим учёные ДвГУПСа решили выявить потенциальные области риска для работников станции и оценить возможности предотвращения ошибок или минимизации их возникновения.

В результате исследований они установили, что к факторам риска относится небольшой стаж работы персонала. Так, 12,5% дежурных по станции трудятся на изученном предприятии менее 3 лет.

Среди составителей поездов таких работников насчитывается 32,5%, маневровых диспетчеров – 20%. Стаж от 5 до 10 лет имеют 31,25% дежурных диспетчеров и 28,6% операторов сортировочных технологических центров.

Фактором риска также является отсутствие у работников профильного образования. Например, на исследуемой станции 16% составителей поездов не прошли необходимой длительной профессиональной подготовки.

Угрожает безопасности движения поездов несоблюдение диспетчерами и другими специалистами нормального режима труда и отдыха. Зачастую они дежурят в три смены, не успевая полностью восстановить свои силы, что может привести к ошибкам в работе.

По мнению учёных, для снижения рисков необходимо также ввести в практику профессиональный психологический отбор дежурных по станциям и других ответственных работников.

Ведь эти специалисты включены в управление и регулирование процесса перевозок и поэтому самым непосредственным образом причастны к обеспечению безопасности движения. Они составляют так называемую группу риска, цена их ошибки очень высока.

Сотрудники вуза разработали карты психологического обследования персонала железнодорожных станций, с помощью которых можно определить для каждого члена коллектива уровень его эмоциональной устойчивости, самооценки, самоконтроля, тревожности, оперативности мышления, помехоустойчивости и других параметров.

Используя данный метод, можно прогнозировать профессиональную успешность дежурных по станциям, проводить профотбор сотрудников с учётом их личных качеств, комплектовать слаженные единые смены работников.

Причём руководители отраслевых предприятий должны регулярно проводить подобный анализ, выявляя наиболее подходящих для той или иной должности специалистов.

Полученные учёными ДвГУПСа результаты исследования дали железнодорожникам представление о сложившейся ситуации в конкретном структурном подразделении компании. Такая информация позволит принять своевременные предупреждающие и корректирующие меры, направленные на повышение уровня безопасности движения поездов.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31