16 октября 2021 07:48

Защита от тяжеловесов

Поезда большой массы перестанут отключать фидерные автоматы

На Южно-Уральской магистрали началось внедрение системы интеллектуальной защиты и автоматики устройств тягового электроснабжения для пропуска тяжеловесов.

Существующие защиты тягового электроснабжения проектировались, когда вес поезда не превышал 1,5–3 тыс. тонн
Полигоном опробования системы станет участок между тяговыми подстанциями Козырево и Чернявская. Как отмечает начальник технического сектора службы электрификации и электроснабжения ЮУЖД Михаил Краснов, на этих подстанциях, а также двух пунктах параллельного соединения и посту секционирования установят контроллеры промышленной автоматики. Их увяжут каналами связи в единую сеть приёма и передачи данных. С каждого блока обработки первичной информации данные будут передаваться на центральный контроллер управления и защиты, который выдаст разрешение либо запрет на отключение коммутационной аппаратуры. Таким образом, предполагается создать распределённую систему информирования и защиты, которая сможет учитывать реальную обстановку на всех объектах, максимально быстро и надёжно определять и отключать повреждённые участки электроснабжения.

«Это особенно важно при возрастающих объёмах тяжеловесного движения. Повышение веса поездов приводит к увеличению отказов оборудования тяговых подстанций и контактной сети», – говорит один из авторов проекта, электромеханик ремонтно-ревизионного участка Петропавловской дистанции электроснабжения ЮУЖД Вадим Жигулин. Существующие защиты тягового электроснабжения постоянного тока не всегда способны выполнять свою задачу, они проектировались, когда вес поезда не превышал 1,5–3 тыс. тонн. А сегодня приоритетами стали составы в 9 тыс. тонн и выше. Например, на участке Козырево – Чернявская обращаются поезда уже до 12 тыс. тонн.

Энергетики регулярно сталкиваются с тем, что при проходе поезда большого веса через изолированные промежутки защита фидерных автоматов неверно трактует скачок тока и срабатывает. А отключение автомата сопровождается появлением мощной дуги, которая может пережечь контактный провод. И это происходит тем чаще, чем интенсивнее идут тяжеловесы. Внедряемая защита решит эту проблему.

Новая интеллектуальная система позволит повысить пропускную способность участка и нагрузочную способность тяговой сети. «Система сама определит место короткого замыкания, обеспечит снижение расходов на обнаружение и устранение неисправности устройств электроснабжения, снизит отрицательные последствия аварий и убытки от них. А поскольку убытки от отказов прямо пропорциональны объёмам перевозок, то система напрямую повысит их рентабельность», – уверен Вадим Жигулин.

Кроме того, имея оперативную информацию по тяговой нагрузке на контактную сеть, персонал сможет принять правильные решения и своевременно подготовить схемы питания и секционирования сети для оптимального и надёжного пропуска поездов. Появится возможность оперативно контролировать ток плавки гололёда, тем самым препятствовать «отжигу» проводов.

После опробования в нынешнем году системы защиты на участке Козырево – Чернявская внедрение её планируется по всему главному ходу ЮУЖД.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31