18 января 2022 17:30

Не так посчитали

Совместное предложение ОАО «РЖД» и Минтранса о введении инвестиционной составляющей в тариф на грузовые перевозки наталкивается на противодействие Минэкономразвития. Там считают, что железным дорогам не следует адекватно поднимать тарифы, чтобы иметь инвестиционные ресурсы.

Логика Минэкономразвития проста: для модернизации отрасли нужны огромные средства, но если попытаться получить их за счёт стоимости перевозки, то российское сырьё станет неконкурентоспособным на мировом рынке из-за транспортной составляющей. В пример приводятся США. Там задача железнодорожников – не строительство новых линий, а поддержание существующих на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность экономики.

Есть, правда, одно «но», которое делает такую политику достаточно бесперспективной в России. Протяжённость сети в США более чем в два раза превышает российскую. То есть она явно избыточна, а хорошее покрытие территории делает не очень актуальным высокие скорости в грузовом движении. Поэтому в США ориентируются на ритмичность перевозок.

У нас понятие «опережающее развитие транспортной сети по сравнению с ростом экономики» уже давно вызывает ироническую усмешку. И тем не менее, чтобы развивать экономику, нужно строить новые дороги и расширять старые. Без траты денег тут не обойтись.

А чтобы новое строительство не столь критично влияло на производителей, можно применять различные меры. Например, строить с помощью государства. Ведь как раз Минэкономразвития наиболее настойчиво выступало за реформу и отделение инфраструктуры от перевозок. Согласно таким планам, ОАО «РЖД» нужно преобразовать в чисто инфраструктурную компанию с участием государства в развитии сети. Но, как известно, даже те небольшие инвестиции, которые планировались в рамках федеральных программ, сегодня сильно урезаны, не говоря уже о каких-то существенных дотациях.

Ещё можно сделать гибкими тарифы на инфраструктуру, чтобы они зависели от цен на сырьё и спроса. Но и это предложение почему-то также встречается в штыки объединённой коалицией грузоотправителей и чиновников. Остаётся надеяться на то, что Минэкономразвития всё-таки сможет тогда объяснить, где же реально взять средства на развитие инфраструктуры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31