15 апреля 2021 14:58

У оператора дешевле

Формирование рынка ведёт к снижению издержек

В конце 2010 года начался процесс передачи оставшейся у ОАО «РЖД» части грузовых вагонов во Вторую грузовую компанию, что в итоге должно привести к ликвидации инвентарного парка и окончательному формированию конкурентного рынка в сегменте железнодорожных перевозок. Это событие было предусмотрено структурной реформой, к нему долго готовились, но в результате не все оказались готовы, и в первую очередь ресурсовладельцы.

Владимир Сосипаторов, заместитель генерального директора ОАО «ПГК» по коммерции
Перспектива отсутствия инвентарного парка и как следствие невозможность отправки грузов по тарифам Прейскуранта № 10-01 вызывает с их стороны жёсткое сопротивление. Всё чаще раздаются жалобы по поводу якобы неизбежного роста транспортной составляющей. В качестве примера указывают на увеличение ставок ПГК по сравнению с Прейскурантом № 10-01, при этом оперируя недостоверными и не подкреплёнными анализом цифрами.

Между тем такие сравнения в принципе некорректны. Ставки операторов включают плату за пользование вагоном с учётом времени нахождения его под грузовыми операциями, тогда как у РЖД эта плата взимается на основании Тарифного руководства № 2 дополнительно к тарифу Прейскуранта № 10-01. В комплексе прейскурантный тариф вместе с данной платой составляет совокупные транспортные затраты при перевозках в инвентарном парке (СТЗ ИП). Это и есть та цена, которую в реальности платит за перевозку грузовладелец.

Плата за пользование вагонами инвентарного парка под грузовыми операциями на путях необщего пользования (на среднее время погрузки/выгрузки), рассчитанная по Тарифному руководству № 2, составляет за вагон: для полувагонов – 4933 руб., цементовозов – 6711 руб., цистерн – 5889 руб., минераловозов – 9378 руб., платформ – 13716 руб., крытых – 19571 руб. Подчёркиваем, грузовладелец несёт эти затраты дополнительно к тарифу Прейскуранта № 10-01.

Сравнение ставок ПГК и СТЗ ИП по итогам 2010 года показало, что первые в среднем на 8% ниже вторых в зависимости от рода вагона и перевозимого груза (чёрные металлы – на 11%, уголь каменный – на 5%, нефтяные грузы – на 7%, щебень – на 18%, цемент – на 9%).

Таким образом, мы видим, что реформирование грузового сегмента железнодорожного транспорта и создание конкурентного рынка с едиными для всех правилами игры способствует снижению транспортных издержек промышленных предприятий.


К сведению
    В 2010 году грузоотправители, работавшие с ПГК, сэкономили около 21,2 млрд руб,, в том числе: при перевозке чёрных металлов – 2,5 млрд руб., или
    166 руб./т, угля – 3,8 млрд руб., или 39 руб./т, нефтяных грузов – 4,1 млрд руб., или 101 руб./т.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30