15 апреля 2021 13:56

История на колёсах

Здесь холодная буржуйка дарит тепло, а с манекеном вежливо здороваются

В центре Белгорода, рядом со зданием филармонии, есть короткий железнодорожный путь. На нём стоит состав из паровоза с тремя вагонами. Доехать на этом поезде из пункта А в пункт Б нельзя, а вот отправиться в прошлое – запросто.

Внутри вагонов этого застывшего во времени поезда – другая эпоха
Совершенно невозможно было не посетить этот музей на колёсах, когда в моей командировке в Белгород выдалась пара свободных часов.
– Выйдите из депо, поверните налево, идите прямо до красивого здания, от него – направо. Мимо не пройдёте, – напутствуют меня охранники на проходной локомотивного депо.

Инструкция проста, иду искать красивое здание, размышляя, что понятие красоты у всех разное. Тем не менее через 10 минут удостоверяюсь: красивое здание в наличии, это филармония, а в 40 шагах от неё красуется настоящий паровоз серии Э с вагонами. Сам паровоз тоже экспонат, в 1943 году он был одним из первых, доставивших войска и технику на Курскую дугу.

Вот уж точно мимо не пройдёшь. Сам по себе факт присутствия архаичного поезда посреди города, вдали от ближайших действующих путей производит сильное впечатление.

Около паровоза бегает малыш лет четырёх, мама зорко следит за чадом, чья макушка даже в шапке не выше колеса.

Поднимаюсь на перрон, открываю дверь. Меня встречает хранительница Галина Музолевских. На улице ранняя весна, и первое, что ощущается в музее, – тепло. Так уж получилось, что неподалёку от входа разместилась буржуйка, чья труба для правдоподобности выведена наружу. На печке красуется табличка, и вроде бы должно быть понятно, что это экспонат, но впечатление, что тепло идёт именно от неё, приходится побороть.
– Тепло у нас не от печки. Тут централизованное отопление, – объясняет хранительница.
– А как же его сюда провели-то, это ж поезд? – недоумеваю я.
– Под первым вагоном трубы подведены, со стороны и не видно совсем. Многие думают, что тепло от этой печки.

В глаза бросается мрачная картина на другом конце вагона. На полотне – 25 октября 1943 года: в клубах чёрного дыма и огня железнодорожное депо, горят составы с топливом – с такой наводкой немецким самолётам было легко заходить на цель. Даже на картине это выглядит страшно, каково же было людям тогда?!

Вообще военной теме отведено заметное место. Тут и пробитая каска немецкого солдата, и проржавевшие патроны, и уже выхолощенные снаряды, которые до сих пор находят на белгородской земле. Не оставляют равнодушными и снимки разрушенного вокзала, и фотография, на которой красноармейцы снимают со стены здания табличку с надписью Belgorod. Вроде бы название то же самое, но «арийский» шрифт кажется недостойным того, чтобы им было написано имя русского города.

Иду дальше. Множество фонарей разных эпох – от свечей и керосинок до современных прожекторов.
– В 2009 году приезжала комиссия из петербургского Центрального музея железнодорожного транспорта. Они проводили паспортизацию дорожных музеев и учёт ценных экспонатов. Кроме внешнего вида музея, их очень порадовала наша коллекция фонарей, – гордится Галина Музолевских.

Кстати, эти экспонаты можно потрогать и даже позвонить в колокол. Звоню.
– Специально разрешаем посетителям трогать железнодорожные инструменты и макеты, особенно это нравится школьникам. Детям очень интересно, настолько атмосферой проникаются, что даже старшеклассники спрашивают, поедет ли состав куда-нибудь. Верят, что мы вот-вот тронемся! – улыбается хранительница.

Тем временем вести о корреспонденте «Гудка» уже разнеслись, и меня ждут в музее локомотивного депо. Оставив запись в гостевой книге, выхожу из этого поезда истории.
«Непременно нужно вернуться сюда, чтобы хорошенько рассмотреть экспонаты, а то первый визит – только знакомство и общие впечатления. Ясно одно: поездка в Белгород без посещения этого поезда-музея – бесполезное занятие», – думаю я по дороге в депо.

Первое, что сразу замечаешь, – разница музеев: старые вагоны, с одной стороны, и новые комнаты с современной отделкой в депо – с другой.

Здороваюсь с хранительницей деповского музея Валентиной Сизых и тут же краем глаза замечаю человека в железнодорожной форме слева в углу. Вежливо приветствую и его, но тут же понимаю, что раскланялся с манекеном. Внутренне посмеиваясь над собой, навожу фотоаппарат на своего нового пластикового приятеля.
– Не снимайте вы его, он не готов ещё! – пытается протестовать Валентина Дмитриевна.
– Ничего, поздоровался с ним, теперь сниму, – и я объясняю, что принял этого истукана за человека.

Как выяснилось, манекен пока не готов вместе со всем музеем. Экспонатов уже хватает – один только макет депо дорогого стоит, но открывать его будут в начале мая. Так что мы – одни из первых посетителей, и не все стенды полностью готовы. Валентина Дмитриевна поразила тем, что сама сделала массу альбомов и о ветеранах, и об экскурсиях, не обошла вниманием и участие депо в различных городских и областных конкурсах.
– А кто снимки делал? – спрашиваю я, глядя на отличные фото.
– В основном я сама, – сообщает хранительница.
– Фотоаппарат какой у вас? – Не помню названия, маленький такой, в карман положить можно.

Не верится. Некоторые снимки хоть сейчас на выставку фотохудожников. Увлечение Валентины Дмитриевны фотографией только на пользу музею. Альбомов столько, что они сами по себе могут заменить сотни экспонатов. За их просмотром утекают последние минуты моего пребывания в Белгороде. Прощаюсь.

Уже по дороге на вокзал я понял, что непременно вернусь в эти музеи снова. Тем более что Валентина Дмитриевна обещала позвать на одну из экскурсий, которые она регулярно устраивает для ветеранов и железнодорожников.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Белгород – Воронеж
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30