16 апреля 2021 05:37

От кассиров с любовью

Ярославский вокзал для многих работниц пригородного комплекса стал любимым местом, которое не только послужило ступенькой в карьере, но и позволило обрести женское счастье.

Вот как, опять поклонник появился! – понимающе улыбнулась начальник участка Ярославского вокзала ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Галина Абляхова.

В кабинете одной из билетных кассиров стоял густой букет роз – золотистых и нежно-розовых, на длинных стеблях. Презент получился почти случайно. За билетом на электричку пришли двое молодых парней. Кокетничали-кокетничали с симпатичной девушкой, пытались назначить свидание, но даже несмотря на отказ, решили перед отъездом сделать хозяйке кассы приятное.

Такие случаи в этом коллективе не редкость. А как иначе, если он состоит из 130 женщин и всего двух мужчин! И все они трудятся кассирами, контролёрами, технологами и мастерами на Ярославском вокзале Москвы, пассажиропоток на котором – самый большой не только в столице, но и в России.

Все кассиры опрятные, вежливые, улыбчивые – загляденье! Не так давно один пассажир не сдержался и «похулиганил» – очередь прыснула, когда он, раскинув руки, в порыве чувств обнял и поцеловал стекло, за которым сидела «неприступная», но такая обаятельная кассирша. Нередко можно услышать от какого-нибудь пассажира: «Девушка, а вот вчера на вашем месте такая брюнетка сидела, курносенькая, с красной заколочкой – куда вы её дели? В восьмой кассе? Бегу туда!»

Как рассказывают сами кассиры, очень часто пассажиры, причём обоих полов, постоянно приходящие на вокзал, выбирают «своего» билетного кассира и покупать билет стараются всё время у него. Психологически, наверное, им так комфортнее. Или и в самом деле приглянется кто-нибудь из сотрудниц холостому пассажиру – глядишь, ездила девчонка на метро из Москвы, а тут вдруг стала прибывать на электричке. Товарки расспрашивают – отчего это ты переехала? А она покраснеет и расскажет – выхожу, мол, замуж за жителя подмосковного Пушкина. «Да вы его видели – каждый вечер с работы ездит, строгий такой!»

И дело не только в красоте кассиров и ухоженности – по части внешнего вида в коллективе строгий спрос – отглаженная форма, причёска, маникюр, лёгкая помада и блеск в глазах, – но и в профессиональном обаянии, которое кажется таким естественным, но в реальности является плодом специальных инструктажей и постоянной тренировки.
– На техучёбе нам рассказывают, как правильно общаться с пассажиром, – рассказывает кассир Анна Пилюкова, – учат, как погасить конфликт. Нередко нам приходится отвечать не только за свой участок, но и за промахи коллег на линии – случилось что-то у пассажира в поезде, он приехал на вокзал и «вывалил» негатив, но мы справляемся.

Совсем недавно, например, сотрудницам пришлось массово успокаивать пассажиров, когда один из них забыл у окошка кассы чемодан. Учитывая повышенное внимание к безопасности, вокзал тогда не работал час, людей эвакуировали, а тем кассирам, которые трудятся в кассах на привокзальной площади, пришлось поработать психологами и отвечать на разные вопросы. И даже на такие, как вот этот: «А почему вы по громкой связи для всех не объявили, что там бомбу ищут, мы бы поняли, что всё нормально, и не нервничали!»
– Главное – не пускать в себя негатив, не заводиться от неприятных слов, всегда быть корректной и вежливой при общении, а на прощанье пожелать доброго пути, – говорит Анна. – Так жалобщик остывает и прощается уже с улыбкой.

Недавно на вокзале поставили 28 автоматов по продаже билетов. Постепенно пассажиры к ним привыкли, сейчас через них продаётся до 10% проездных документов. Несмотря на то что это удобно – пассажиры не создают очередей, а обслуживает автоматы один человек, – в коллективе уверены, профессия не исчезнет – ведь пассажиру нужно и выговориться, и вопрос задать, и даже получить определённую моральную поддержку.
– Я всегда своим сотрудницам говорю: всё плохое настроение, принесённое с собой из дома, оставьте за порогом двери в кассу, – рассказывает Галина Абляхова.

А проблемы у «девочек» – так друг друга называют сотрудницы участка между собой, несмотря на то что их возраст колеблется от 19 до 55, – конечно, бывают, и самые разные. Нередко Галина предлагает после работы чисто по-женски зайти к ней в кабинет и «поплакаться» на судьбу, чтобы легче стало. Она уверена, что если руководитель отмахивается от сотрудников – отдачи не жди. И пусть трудно к сотне с лишним подчинённых найти индивидуальный подход, она пытается.

Дамы постарше хоть и держат себя в руках, но иной раз приходят с печальными глазами – повздорили с мужем. Другая кассир прибежит на грани нервного срыва – пассажир обругал матом. У молоденьких другая проблема – не всё получается после обучения, сразу не могут запомнить, как, например, правильно льготу оформить и провести её через компьютерную программу, а пенсионеры-пассажиры нервничают, ругаются – и здесь глаза на мокром месте и руки опускаются – неспособная, наверное…

Первых Галина напоит чаем, выслушает, постарается дать добрый совет. Она уверена – не может человек работать с полной отдачей, если «семейная лодка» попала в шторм. Второй посоветует поставить «психологический щит», осознать, что хамские слова адресованы вовсе не ей, а тому, кто испортил пассажиру настроение. А с начинающими и того проще – коллеги обязательно помогут и подскажут, нет в коллективе «дедовщины», зато есть взаимовыручка.

Хотя когда Галину саму три года назад только назначили и представили работницам участка, она поняла, что интриг, которыми традиционно богаты женские коллективы, может, и не будет, но авансом доверия тоже не жди. Уважение пришлось завоёвывать постепенно, шаг за шагом, и сейчас, она считает, у неё получилось.

Коллектив – её семья – так она ответила, когда и у неё появился свой поклонник. История началась необычно – мужчина, раскипятившись, жаловался на отмены поездов и гневно требовал руководителя к ответу.

Когда Галина рассказывает эту историю – спокойная, уверенная, красивая, голосом, от которого возникает ощущение, что всё будет хорошо, ясно представляешь, почему мужчина забыл о проблеме. Очень скоро он передал ей цветы – букет нежных весенних тюльпанов. А сотрудницы «сдали» – оказывается, потихоньку он пытался расспросить, замужем ли их начальница.

Однако когда поклонник всё-таки попытался найти ответ на животрепещущий вопрос, пришлось его разочаровать. Галина счастлива в своей семье, у неё есть две дочери, одна из которых окончила МИИТ, вторая учится там же. И ещё у неё много «дочек» на вокзале.
– Многие девчонки приезжают из других городов, учатся в вузе, работают, родители далеко, и без их поддержки трудно, вот Галина Анатольевна и старшие работницы им в какой-то степени как мамы, – рассказывает Виктория Васюкова, сама студентка МИИТа.

Есть на вокзале и настоящие семейные подряды – например, кассир Анна Смирнова сначала пришла на Ярославский сама, а потом привела на работу маму. Мама, Татьяна Малова, не только хороший работник, но и творческий человек – у неё редкое хобби – вырезание фигурок из дерева. Одну из них, ангела, она подарила своей руководительнице.

Вообще сотрудницы участка любят демонстрировать друг другу свои таланты – сошьют платье – принесут покажут, испекут торт – позовут коллег на чаепитие. Праздники и дни рождения отмечают вместе. Если и есть здесь зачатки соперничества, то только в том, что за лучшими тянутся. Появляется модная, ухоженная новая сотрудница – глядишь, у коллег причёски стали затейливее, макияж интересней, появились стильные украшения. Достаточно возможностей выделиться, несмотря на то что все носят одинаковую форму.
– Правда, и форма на всех сидит по-разному – можно ведь ссутулиться, неаккуратно завязать шейный платок, и вид будет совсем другой, нежели у следящей за собой девушки, – отмечает Галина Абляхова. – Хотя это всё-таки исключение: все сотрудницы у нас понимают, что они – лицо компании, по которому пассажиры судят о работе всех железнодорожников, и стараются «держать марку».

Конечно, не бывает в коллективе, особенно большом, чтобы всё было гладко. Есть и сотрудницы, с которыми приходится расставаться. Кто-то, начав работу, понимает, что общение с людьми – не его. А кто-то допускает серьёзные нарушения дисциплины – например, опаздывает, не предупреждая. А из-за них коллеги вынуждены задерживаться после 12-часовой смены, в которую каждая из них оформляет от полутора до двух тысяч проездных документов. В целом же из коллектива уходят или на пенсию, или на повышение, или в декрет. Сейчас, кстати, в декретном отпуске 10 сотрудниц.

Что касается условий труда, то основное, как считают билетные кассиры, у них есть. Недавно получили партию новых удобных стульев, в кассах работает кондиционер, есть бытовая комната, у каждой из кассиров – свой номерной шкафчик, где можно оставить одежду, переодеваясь в форму.

Мечта коллектива – обустроить комнату отдыха, с мягким диваном и большим аквариумом. А главный предмет для неё уже есть – по решению руководства компании, за что ему здесь очень благодарны, участку Ярославского вокзала подарили специальное кресло для релакса – садишься в него, а оно делает массаж, при этом из наушников льётся приятная музыка.

Наверное, закономерен вопрос: а как же двое «единственных» мужчин чувствуют себя в женском коллективе? – Как в цветнике! – хором отвечают сотрудницы участка и смеются.

Мужчин здесь ценят и уважают. На 23 февраля молодому Сергею – билетному кассиру по обслуживанию автоматов и солидному Владимиру Павловичу – контролёру турникетов – сделали подарки. Просто страшно представить, как им придётся «отвечать» многочисленной армии коллег накануне женского праздника!

Ну а сам коллектив попросил передать всем женщинам-железнодорожницам через «Гудок» поздравление: «Всех читательниц – с праздником 8 Марта, желаем женского счастья, а самое главное – любить и быть любимыми!»

Елена Мирошникова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30