16 октября 2021 02:19

Спокойствие Люкшина

Быстро принять решение можно, только если досконально знаешь локомотив

Даже в самом непростом случае есть выход. И машинист локомотивного депо Бугульма КбшЖД Валерий Люкшин не раз принимал верное решение.

Валерий Люкшин: «В рейсе машинист должен быть всегда собранным и внимательным»
Небольшой городок Бугульма на юге Татарии начинает свою историю с середины XVIII века. Тогда в закамских степях стали строиться крепости от набегов киргизов и прочих лихих людей. Здесь разводили лошадей и верблюдов и даже запрягали горбатых в повозки. Оно и понятно: ни на чём другом по бездорожью не проедешь.

Сегодня – другое дело. Но вот добраться быстро от Бугульмы до Нурлата, как оказалось, можно только по железной дороге. Расстояние небольшое – 178 км, если по «железке», а по автотрассе придётся давать крюк, ехать в объезд через Альметьевск. Получается уже 300 км. Разумеется, пригородные поезда пользуются большой популярностью.

Не так давно в Бугульме взамен старенького тепловоза появился одновагонный рельсовый автобус. Местные сразу окрестили его «лайнером» – комфортно, тепло, как в самолёте. Работает на нём машинист первого класса, почётный железнодорожник Валерий Александрович Люкшин.

Сам он родом из Бугульмы, отсюда уходил в армию. Служил в группе советских войск в Германии, в 1979 году устроился дублёром помощника машиниста. Люкшин сразу понравился руководству депо. Отметили его золотые руки, любовь к технике, внимательность и солдатскую смекалку.

Успешно окончив дортехшколу, Люкшин стал помощником машиниста тепловоза в пассажирской колонне депо. Машинисты депо обслуживают смешанное движение – пассажирское и пригородное. Ответственность высокая: в поезде – люди, поэтому и требования особые. На первом месте – знание схемы локомотива и должностных инструкций, ну и, конечно, бдительность в пути следования.

«Был случай, когда Валерий Люкшин заявил толчок в пути, своевременно снизил скорость, оповестил дежурного по станции. Толчок подтвердился, на пути было искривление рельсов по стыку. Такая неисправность могла привести к сходу поезда», – рассказывает замначальника эксплуатационного локомотивного депо Бугульма Олег Дарменко. Потом на участке Альметьевская – Кульшарипово увидел скол рельса. Движение по участку закрыли, рельс поменяли. Не будь Люкшин внимательным в поездке, сложно представить, что могло бы произойти со следующим за ним поездом. Таких случаев в практике Люкшина было несколько. В 2005 году за проявленную бдительность и профессиональное отношение к делу Валерию Люкшину вручили нагрудный знак «Почётный железнодорожник».

Работать Люкшин привык на совесть и этому же учит подопечных. Не случайно именно ему одному из первых в депо доверили обкатывать помощников машинистов тепловозов пассажирского движения. Всего за свою трудовую жизнь он подготовил 15 специалистов. Многие из них уже работают машинистами.

«Сложность для начинающих машинистов – плавно тронуться, не дёрнуть состав. До сих пор помню наставления Валерия Александровича. Тепловозы у нас мощные – 2ТЭ10М, поэтому надо сначала затормаживать вспомогательный тормоз, потом выставить позицию контроллера, дать газ и плавно отпустить тормоз», – рассказывает ученик Люкшина машинист второго класса Рушат Абдулин.

И ещё одним важным качеством обладает наш герой – уверенностью при вождении локомотива. К примеру, случилась поломка в пути следования. Надо быстро определить неисправность, собрать аварийную схему и двигаться дальше. Был случай, когда Люкшин приехал на станцию назначения на одном топливном насосе, второй вышел из строя. Машинист нашёлся в сложной ситуации, сумел собрать из шлангов топливопровод и замкнуть две секции тепловоза на один насос. Поезд пришёл на станцию с минимальным опозданием.

«Главное – спокойствие. Ведь в поездке всякое может случиться, поэтому машинист должен уметь держать себя в руках, не терять голову, чтобы принять правильное решение», – говорит Валерий Люкшин.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Бугульма

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31