11 апреля 2021 19:01

Прозрачность и баланс

Модернизируя отрасль, нужно уметь просчитать затраты наперёд

В ОАО «РЖД» разработана Методика расчёта экономически обоснованных затрат. Она позволит государству определить сбалансированный механизм получения финансовых средств, так необходимых для качественного обеспечения экономики страны в грузовых железнодорожных перевозках.

Вадим Михайлов, старший вице-президент ОАО «РЖД»
– Вадим Валерьевич, на чём базируется методика?
– Государственная тарифная политика в отношении субъектов естественных монополий в области электроэнергетики, связи, транспортировки газа по трубопроводам уже давно строится исходя из расчёта нормы прибыли на капитал, то есть в основе – рентабельность, необходимая для покрытия инвестиционных затрат. В этих отраслях расчёт тарифов осуществляется на базе соответствующих методик, что обеспечило инвестиционную привлекательность этих отраслей и позволило им встать на путь инновационного развития. В августе 2009 года Правительство РФ приняло постановление № 643, тем самым сформировав новую модель государственного тарифного регулирования в отношении железнодорожного транспорта. Она базируется на тех же принципах, которые положены в основу регулирования естественных монополий в других отраслях. Соответствующая методика была разработана Федеральной службой по тарифам, согласована с причастными министерствами и ведомствами и ОАО «РЖД» и в августе 2010 года была утверждена приказом ФСТ России. Это стало важнейшим этапом реализации поставленной правительством задачи по обеспечению модернизации инфраструктуры и расширенному воспроизводству основных фондов отрасли в условиях выхода экономики из кризиса.

– Каких сфер отрасли методика коснётся напрямую, а каких косвенно?
– Скажем так, сфера её применения – грузовые железнодорожные перевозки. Методика предназначена для использования ФСТ и субъектами естественных монополий при формировании финансовых планов на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, а также для определения потерь доходов субъектов регулирования, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Необходимо провести модернизацию инфраструктуры
– Когда и как начнётся её внедрение?
– При разработке проекта консолидированного финансового плана ОАО «РЖД» на 2012–2013 годы была использована именно эта методика. При установлении тарифов ниже экономически обоснованного уровня должен быть предусмотрен механизм бюджетной поддержки.

– Можно ли назвать это основным посылом, заложенным в эту методику?
– Главный посыл в том, что развитие железнодорожного транспорта в России необходимо для полного и качественного обеспечения экономики страны в грузовых железнодорожных перевозках. Но для этого необходимо реализовать ряд масштабных проектов в области строительства новых железнодорожных линий. Нужно провести модернизацию действующей инфраструктуры российских железных дорог. И главной проблемой, препятствующей обновлению и развитию отрасли, является хроническая нехватка инвестиционных ресурсов. Причина этого кроется в низкой рентабельности и прибыльности, обусловленной применяемыми методами государственного регулирования тарифов. При этом основным показателем инвестиционной привлекательности любой компании являются именно прибыльность и рентабельность.

– На какие результаты рассчитывает компания?
– Новый механизм государственного тарифного регулирования даст государству возможность выбрать направления наиболее эффективного использования бюджетных средств. Они могут быть направлены на компенсацию части транспортных затрат отдельным отраслям экономики или на возмещение потерь доходов железнодорожного транспорта при установлении уровня тарифа, отличного от экономически обоснованного, который не позволит обеспечить покрытие необходимых эксплуатационных затрат и получить нормативный размер чистой прибыли. Таким образом, методика позволит государству определить с точки зрения баланса макроэкономической и бюджетной эффективности механизмы получения железнодорожным транспортом финансовых средств, необходимых для качественного обеспечения экономики страны в грузовых железнодорожных перевозках.
Дальнейшим шагом к совершенствованию государственной тарифной политики на железнодорожном транспорте станут разработка и введение в действие сетевого контракта – закреплённой на законодательном уровне системы договоров и взаимной ответственности между государством и владельцем инфраструктуры, то есть ОАО «РЖД».

Беседовал Клим Палеха
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30