13 апреля 2021 05:19

Кузница медалистов

В железнодорожном лицее в каждом ученике находят только хорошее

Директор иркутского железнодорожного лицея № 36 Лидия Найманова – единственная женщина-педагог, удостоенная высшей национальной награды общественного признания заслуг и достижений – ордена «Заслуженный гражданин России». А ещё она – почётный железнодорожник и заслуженный учитель России.

Детей нужно суметь заинтересовать – тогда всё получится
В фойе лицея блистающие чистотой стены и полы, под потолок живые деревца, цветы, пахнет кофе.
– Вот никогда бы не подумал, что это школа, – бормочу я, оглядываясь на своё отражение в высоченном зеркале.
– На обычную школу наша мало походит, – трогает меня за рукав неслышно подошедший охранник. И тут же интересуется, кого я разыскиваю.

По нарядной лестнице, озарённой светом, который щедро льётся через витражи башни, мы поднимаемся на «директорский» этаж. В приёмной на несколько минут застываю, оглядывая тесно увешанные дипломами стены. Видимо, в самом директорском кабинете места им уже нет. В этом убеждаюсь, едва переступаю порог, – в нём только кубки.

Прошу рассказать хозяйку кабинета, как удалось достичь такого изобилия.
– Ещё перед развалом СССР, в 1989 году, в составе комсомольской делегации я побывала в Польше, – говорит Лидия Иннокентьевна. – Когда увидела, какие там школы были уже в те времена, то мне стало обидно за наших детей. Эмоций не сдержала, а один из руководителей и говорит: «А почему бы вам и самой не попробовать показать, на что вы способны? Критиковать-то всегда легче». А я тогда работала в Кировском исполкоме Иркутска, была замначальника отдела образования. А в это время стали искать директора железнодорожной школы № 42, которой предстояло стать нашим лицеем. В общем, пришла я сюда, посмотрела.

– А здесь грязно, неуютно, туалеты текут…
– Так и было. Но первым руководителем, который поверил в мои силы, был тогдашний начальник ВСЖД Геннадий Комаров. С его помощью мы стали думать, как изменить школу. Кое-чего удалось добиться за самое короткое время. А здесь в моей жизни новый поворот, или, точнее сказать, веха. В это время я выиграла грант президента США, и мне засветила стажировка. Из посольства начальнику дороги пришло письмо с просьбой оплатить мне дорогу из Иркутска в Москву, все остальные расходы американская сторона брала на себя. Геннадий Павлович тут пригласил меня к себе и спросил, что это значит и думаю ли я заниматься дальше преображением школы. Конечно, я ответила утвердительно. Жила я в Вашингтоне, побывала во многих школах, оценила уровень технической оснащённости учебного процесса, уровень подготовки детей. В общем, когда я вернулась, то прежний проект реконструкции пришлось переделывать полностью, но главное в том, что и пришедший на смену Комарову Александр Касьянов, а затем и Алексей Воротилкин охотно откликались на все наши просьбы.

Во время этой реконструкции, которая, как считает Лидия Найманова, ещё не завершена, как раз и проявился её талант хозяйственника. Она, например, решила использовать такие материалы внешней и внутренней отделки, чтобы они требовали как можно меньше рук и затрат.
– «Капиталисты» школу обычно ремонтируют раз в десять лет, вот и я решила хотя бы приблизиться к этим стандартам, чтобы не раз в год устраивать встряску. Во многом выручает итальянская плитка, другие современные решения. В результате и сейчас пристрой выглядит так же свежо, как и десять лет назад. А недавно была в Финляндии, а там климат такой же, часто неприветливый и мрачный, обратила внимание, что многие школы выглядят светло, ярко, празднично. Вот мы и покрасили колонны в розово-оранжевый цвет. Вложения небольшие, а эффект есть. Зима ведь у нас долгая, а тут тёплые, радостные тона, – говорит Найманова.

В 2008-м Лидию Найманову делегировали на Европейский образовательный форум в Берлин.
– Я начала своё выступление со слайдов о нашем лицее – а вы ведь видели, какое у нас необычное здание, да и внутри красиво. И вдруг мне один из немецких делегатов и говорит: «А вы нам Европу не показывайте!» Да не Европа это, а Иркутск, мой лицей, отвечаю. «А где это Иркутск, возле Москвы или Екатеринбурга?» Возле Байкала, говорю.

Так что лицей № 36 давно на слуху не только в Иркутске. Его воспитанники постоянно становятся лауреатами и победителями самых престижных международных и всероссийских конкурсов, олимпиад, фестивалей, а в прошлом году 17 учеников лицея занесены в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». По количеству медалистов, сдаче ЕГЭ, участию в международных олимпиадах, разработке и внедрению инновационных методик лицею также трудно подыскать соперника в регионе.

– Говорят, вы считаете, что не бывает неодарённых детей?
– Да. Необходимо в каждом найти что-то хорошее, создать условия, чтобы эти способности раскрылись.

Я ещё походил по этому удивительному храму знаний. О том, как его удаётся сохранить, мне рассказывали лидеры ученического самоуправления два Саши – Лимонов и Попов, а также Дима Руппель. Весь ученический коллектив школы, по словам ребят, отвечает за сохранность всего комплекса и словом, и родительским рублём.

– У нас есть положение об ответственности, здесь всё расписано, кто за что отвечает. Если виновник не установлен, то ущерб приходится восстанавливать всему классу, а это сила, которая может воздействовать на любого шалопая. Поэтому у нас очень редки случаи, чтобы один и тот же человек дважды попался на какой-то шалости, которая бы привела к порче школьного имущества, – уверяли меня активисты.

…А на улице катился вниз оранжевый диск солнца, обещая и на завтра тридцатиградусный мороз. Совсем рядом под склоном трудилась дорога: пыхтели маневровые тепловозы, притормаживая, мягко вкатывались электровозы с пассажирскими поездами. Такое соседство вовсе не случайное. На месте лицея ещё в 1906 году было открыто одноклассное училище для железнодорожных рабочих, ставшее затем техническим железнодорожным училищем. Свою кузницу кадров дорога и тогда держала под боком.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30