21 апреля 2021 18:00

Наука РЖД питает

Традиционная встреча руководства ОАО «РЖД» и ректоров отраслевых вузов снова оказалась богата на предложения по улучшению отраслевого образования.

На прошлой встрече ректоров было решено создать Объединённый учёный совет ОАО «РЖД», в который вошли крупнейшие учёные отрасли, а также подключились исследователи из других отраслей и Академии наук.
– Мы уже почувствовали, что наш учёный совет востребован, – отметил генеральный директор ВНИИЖТа, председатель Объединённого учёного совета Борис Лапидус. – Но эти рамки нам уже узки, и мы работаем над созданием Корпуса железнодорожных исследователей, в который войдут несколько сот человек.

За этот период было создано и несколько филиалов отдельных факультетов на базе НИИ и предприятий железнодорожного транспорта.
– Сегодня настолько дорогая техника, что ни один вуз не может себе позволить оборудование, на котором нужно учить. А такие контакты с предприятиями и НИИ позволяют студентам на практике осваивать современные технику и технологии, – считает ректор МИИТа, президент Ассоциации транспортных вузов Борис Лёвин.

Теперь, по мнению участников встречи, в отрасли должна появиться целая система таких филиалов. А чтобы материально заинтересовать учёных и привлечь в науку молодёжь, ОАО «РЖД» совершенствует систему вознаграждения авторов интеллектуальной собственности. Как сообщил старший вице-президент компании Валентин Гапанович, соответствующий пакет документов уже проходит согласование.
– По действующему порядку права на результаты НИОКР, созданные за счёт средств РЖД, принадлежат только компании. Новый договор на НИОКР предусматривает совместное владение правами РЖД и исполнителем, что даёт возможность последнему получать вознаграждения за использование изобретения, – заявил он.

Вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов порадовал собравшихся тем, что компании удалось многого добиться от Минобрнауки при согласовании новых государственных образовательных стандартов. «Удалось сохранить специалитет как приоритетную форму подготовки по четырём новым укрупнённым специальностям: «Подвижной состав железных дорог», «Эксплуатация железных дорог», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Системы обеспечения движения поездов». По этим специальностям будут 22 специализации, которые, как и прежде, будут понятны кадровикам РЖД», – пояснил он.

А вот с образовательными стандартами для старшеклассников, проект которых бурно обсуждается в обществе и пока не принят, вузам и компании предстоит ещё повоевать.
– Выпускники школ уже сейчас не знают элементарных вещей. Нужно понять, что мы должны противопоставить бредовым идеям подготовки старшеклассников по четырём обязательным предметам, из которых значима разве что физкультура. Если сейчас не переломим тенденции в образовании, то в ближайшем будущем у нас образуется дефицит людей образованных и попросту умных, – сформулировал задачу президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

То, что ситуация серьёзная, доказывает резко снижающийся уровень подготовки абитуриентов, в том числе целевиков. Ректоры готовы за счёт бюджетов вузов организовать годичные программы для будущих целевиков, а руководителей компании попросили сформировать заказ на целевую подготовку в среднесрочной перспективе с учётом потребностей ДЗО. Однако участники были единодушны: только за счёт внутренних ресурсов отраслевого образования эту проблему не решить.

Ирина Заверняева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30