15 апреля 2021 14:54

Чугунный рецидив

Перевозчики металла вновь становятся жертвой грабителей

В Центральном федеральном округе (ЦФО) выросло количество хищений грузов на железной дороге. О том, какие меры следует принять,  чтобы переломить ситуацию, «Гудку» рассказал Георгий Чкония.

Георгий Чкония, начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы управления на транспорте МВД России по ЦФО
– Георгий Акакиевич, в чём причина возросшего количества краж?
– В 2009 году по Центральному федеральному округу было зарегистрировано 664 преступления в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом (раскрыто 499), а по итогам 2010 года это число выросло до 740 (раскрыто 477). Что составляет почти треть от общего числа по России. И такой рост связан в первую очередь с хищениями металлов.
На Тульском узле ещё в 2008 году довольно часто похищались грузы, отправленные с крупных предприятий – Косгорского металлургического комбината и «Тулачермет». Тогда общими усилиями транспортной милиции, железнодорожников, завода и территориальных органов милиции эту проблему практически решили. Но сегодня она вновь встала во всей остроте, теперь коснувшись грузов, отправляемых с Липецкого и Новолипецкого металлургических комбинатов. Причиной, спровоцировавшей рост, стала резко возросшая стоимость металла в пунктах его приёма. Так, стоимость тонны чугуна и проката сейчас составляет около $500, а раньше была около $300.

– Трудно раскрывать такие преступления?
– Если товары широкого потребления или, скажем, ГСМ обычно похищаются во время стоянок, в пунктах формирования поездов и на перегонах, то металл похищается на ходу – просто сбрасывается в безлюдном месте из полувагонов заранее подсевшими туда преступниками на участке, который может быть протяжённостью более 600 км. Поэтому очень сложно бывает установить место совершения преступления и выйти на людей, которые к нему причастны. Тем не менее нам это удаётся.
Например, в прошлом году в результате оперативно-разыскных мероприятий на станции Дрязги ЮВЖД за хищение почти полутора тонн чугуна из полувагона, следовавшего в составе грузового поезда, были задержаны три гражданина. Ещё двое были задержаны за хищение на станции Измалково МЖД чёрного металла общим весом 1342 кг. В обоих случаях против преступников возбуждены уголовные дела. Всего к уголовной ответственности за хищения в сфере грузовых перевозок за преступления, совершённые на полигоне ЮВЖД, в прошлом году было привлечено 279 человек. В основном это не имеющие постоянного источника доходов местные жители.

Для сохранности груза приходится принимать особые меры
– Но ведь на Тульском узле проблему решили. Какими методами?
– В результате долгих переговоров и увещеваний мы договорились с грузоотправителями, чтобы они накрывали полувагоны с металлом дощатыми настилами и сеткой-рабицей, которую приваривали, тем самым усложняя доступ к грузу. А железнодорожники формировали вагоны с чугуном в голову состава. Также транспортные милиционеры вынуждены были, хоть и не обязаны, сами сопровождать поезда вместе с охраной. Помогла и прокуратура. Больше трети таких преступлений совершались людьми, которые неоднократно задерживались за хищения чугуна и металлов, но отделывались только штрафами либо условными сроками. Благодаря прокуратуре к ним стали применять более жёсткие меры.

– Может быть, стоит снова применить этот опыт?
– Решено так и поступить. В конце января в Липецке состоялось расширенное совещание с участием грузовладельцев, представителей завода, ведомственной охраны, МВД, прокуратуры. Мы вышли с предложениями тех же мероприятий, которые проводились ЛУВД станции Тула.
Попросили грузоотправителей применять щиты. Рассмотрели возможность сквозного сопровождения составов ведомственной охраной в пути следования протяжённостью 700 км – от Липецка до станции Старый Оскол – стыка с Украиной. Пока сопровождение составов сменное – на всех станциях через каждые 100–200 км стрелки охраны меняются, и нет конкретного человека, который взял бы на себя ответственность за сохранность груза с момента его погрузки до прохода границы с Украиной. Да, при сквозном сопровождении стоимость услуг охраны возрастёт. Завод в настоящее время рассматривает данный вопрос.
При этом надо формировать поезда так, чтобы те 15–20 вагонов с металлом ставились в голову состава, чтобы у стрелка появилась возможность наблюдать за ними. Если заинтересованные лица примут к сведению эту информацию, ситуацию удастся переломить.

Беседовала Елена Мирошникова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30