25 октября 2021 21:58

Проявить прагматизм

Комплексу нужно выстроить отношения с регионами

ОАО «РЖД» готово поддержать пригородные пассажирские компании, которые предложат передать им в уставный капитал подвижной состав.

Пригородный комплекс имеет колоссальный ресурс повышения качества работы
Об этом сообщил в ходе совещания президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Компания будет рассматривать такие предложения позитивно при наличии конкретных расчётов и чёткого предоставления схемы, по которой будет происходить этот процесс», – пояснил глава холдинга.

Передача каждой конкретной пригородной пассажирской компании (ППК) электропоездов, в случае если регионы не предпримут ответных действий, приведёт к изменению состава её уставного капитала, доля ОАО «РЖД» в которой может возрасти до размеров, близких к 100% (в настоящее время учредителями подавляющего большинства ППК является ОАО «РЖД» и регионы, примерно в равных долях). В таком случае одним из возможных вариантов развития событий в материнской компании считают выкуп доли, принадлежащей субъекту.
«Если такое желание возникнет у инвесторов или менеджмента пригородных компаний, мы готовы рассмотреть предложение и рассчитать стоимость сделки», – отметил Владимир Якунин. По его словам, в ближайшее время подобная схема может ожидать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Так, Москва уже согласилась продать свою долю, при этом ОАО «РЖД» тоже может продать свою либо существенно снизить её. При этом на сети уже есть примеры стабильно работающей частной компании, например Московско-Тверская ППК.

Генеральный директор МТ ППК Евгений Хмелевских предложил передать пригородным компаниям и техобслуживание в объёмах ТО-2 и ТО-3 электропоездов, выделив им для этого помещения в депо. Появлению такого предложения способствовало обсуждение в рамках совещания темы наличия отдельных неисправностей в курсирующих поездах и, в частности, неработающих санузлов, на что очень часто жалуются пассажиры межобластных экспрессов. По мнению Евгения Хмелевских, депо сегодня не в полной мере справляются с решением этих задач, а ППК может взять их на себя и решать вопросы в случае возникновения поломки оперативно, избегая бюрократических процедур с владельцами подвижного состава – дорожными дирекциями.

По словам начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадия Верховых, компания рассмотрит возможность такой практики, но надо просчитать экономику этих предложений – в частности, должны ли помещения депо включаться в арендную ставку ППК и оплачиваться. В любом случае имеющие подобные планы ППК должны чётко сформулировать свои предложения с учётом интересов пассажиров и инфраструктурной компании.

По мнению Владимира Якунина, подобные предложения следует рассмотреть с учётом расходов, которые несёт ОАО «РЖД», и результата. Возможно, дешевле вообще отдать эти помещения компаниям без взимания арендной платы за площади, оставив только коммунальные услуги, освободившись от контингента, который содержит ОАО «РЖД», и перенести решение вопросов на ответственность проявивших инициативу ППК.
«Пригородный комплекс сегодня располагает колоссальными ресурсами, чтобы без значительных вложений повысить качество своей работы», – отметил президент ОАО «РЖД». По его словам, в условиях, когда предел повышения тарифа исчерпан, надо искать подходы, которые обеспечат выживаемость и эффективность пригородных перевозок. В этом ракурсе одна из главных задач для материнской компании – встать на позицию пригородной «дочки» и посчитать, на что она тратит деньги. В частности, ещё будет рассматриваться формирование цены, которую ППК платят за использование инфраструктуры, и имеющаяся методика расчёта может быть ещё пересмотрена на предмет соответствия реалиям сегодняшнего дня.

Поскольку пригородный комплекс – коммерческая структура, одна из её актуальнейших задач – чтобы все субъекты РФ, где есть пригородное железнодорожное сообщение, подписали с ППК договоры. Пока это сделала только половина из них, следовательно, от оставшихся ещё предстоит этого добиваться.
«Рассматривая вопрос о цели, к которой нужно прийти во взаимоотношениях с регионами, и разбираясь с точки зрения финансовой стороны вопроса, насколько справедливы наши собственные требования к регионам по инфраструктурной составляющей в цене билета перевозимых пассажиров, мы пришли к единодушному мнению о том, что со своей стороны должны продемонстрировать руководителям субъектов РФ объективность и стремление к установлению рабочих отношений в области финансирования убытков от государственного регулирования в пригороде», – констатировал Владимир Якунин. В связи с этим ОАО «РЖД» уже приняло решение о снижении включаемой в ставку тарифа на инфраструктуру рентабельности оказываемых услуг с запланированных 4% до практически 0. Кроме того, компания приняла решение о неиндексировании ставок на 2011 год относительно прошлого года. «Решение непростое, но вполне просчитанное. Пусть это даёт ОАО «РЖД» недополучение доходов в размере около 9 млрд руб., но мы сознательно идём на эти меры, для того чтобы в общении с губернаторами появился серьёзный аргумент в пользу ожидания от них ответных действий», – сказал Владимир Якунин. Он уточнил, что речь идёт не только о решении вопроса о компенсациях, но и других, например, договорённости о помощи региональных подразделений милиции в обеспечении безопасности на транспорте.

Вопросу повышения безопасности была посвящена немалая часть обсуждения, в ходе которого участники совещания выносили свои предложения. Так, например, гендиректор Волго-Вятской ППК Андрей Гордиенков поделился наблюдением о том, что пассажир не обращает внимания на объявления по громкой связи с просьбами проявлять бдительность, поскольку они сливаются для него с другими сообщениями в единый фон. Для решения проблемы, по его мнению, к озвучиванию информации можно подключить известных людей с узнаваемыми голосами. Также можно изменить саму формулировку объявления – не «если вы заметите подозрительный предмет, то…», а «остановитесь и посмотрите вокруг».

По словам президента ОАО «РЖД», любые предложения по актуальной теме безопасности будут приняты с благодарностью и рассмотрены в компании.

Завершая совещание, Владимир Якунин отметил, что руководители пригородного комплекса должны в ближайшее время выстроить новую систему взаимоотношения в регионах со всеми причастными структурами – с правоохранительными органами, с регионами – и в этом отношении демонстрировать настойчивость и прагматизм.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31