13 апреля 2021 14:18

Аудит против брака

Надёжность локомотивов на линии зависит от качества производства

Среди причин непростых ситуаций, возникающих на сети железных дорог, в последнее время всё чаще называются проблемы в локомотивном комплексе. Один из главных путей предотвращения аварийных ситуаций в эксплуатации – высококачественный аудит продукции ещё на стадии производства.

Сергей Гапеев, начальник центра технического аудита ОАО «РЖД»
– Сергей Никифорович, специалисты ЦТА контролируют качество всех видов продукции, поставляемой ОАО «РЖД». В чём особенности работы с поставщиками локомотивов?
– Состояние локомотивного хозяйства и сегодня определяет уровень технического развития железнодорожного транспорта, а также параметры эффективности и качества перевозок. Одним из главных направлений работы Центра технического аудита следует считать обеспечение качества тягового подвижного состава. Результаты работы производителей, связанные с безопасностью движения и снижением отказов технических средств в эксплуатации, не всегда удовлетворяют требованиям компании, а это показатель нашей работы. Следует отметить, что эти показатели за счёт выполнения намеченных планов по повышению надёжности локомотивов в течение прошлого года существенно удалось повысить, но они ещё не соответствуют всем параметрам.

– Каковы основные причины, которые приводят к браку?
– Нарушения безопасности движения стали возможными в результате ослабления контроля со стороны заводов за соблюдением требований ГОСТа, ОСТа, технологических инструкций, стандартов предприятия и невыполнения в полном объёме технологических процессов при изготовлении новой техники, а также проведения капитального и среднего ремонта локомотивов. В этом вопросе необходимо пересмотреть порядок приёмочного контроля с конечных операций, необходимо влиять на весь процесс изготовления и ремонта. Сегодня следует перейти на промежуточные ключевые операции, когда без приёмочного контроля инспекцией узла или агрегата не происходит его перемещение на следующую позицию, как это сделано на Новочеркасском заводе. И, конечно, не добиться результата, если будем позволять не полностью устранять выявленные недостатки или их постоянного повторения. Это должна быть настойчивая и кропотливая работа, и никаких поблажек предприятиям. Одной из причин несоответствия надёжности локомотивов техническим условиям и высокого уровня инспекторских замечаний по качеству исполнения работ остаётся неритмичная работа заводов, которая серьёзно осложняет процесс контроля и не позволяет осуществить необходимую полноту технической приёмки работниками отдела технического контроля. Все эти замечания должны были увидеть и потребовать устранения работники ОТК. Необходимо добиться от заводов, чтобы они не предъявляли на приёмочный контроль «не готовую» к сдаче продукцию, как это порой сейчас случается. Ведь основной нашей работой должны стать стратегия соответствия, стратегия непрерывных улучшений и стратегия прорывных решений. Большой уровень претензий локомотивных депо к качеству ремонта на стадии подготовки локомотивов к вводу в эксплуатацию и при пробеге до 15 тыс. км, а это 279 ед., или более 14% от общего количества выпущенных локомотивов, свидетельствует о не всегда высоком качестве изготовления и ремонта локомотивов на заводах. Наряду с подтверждением вывода о низком качестве изготовления и заводского ремонта эти данные отражают серьёзные недостатки в технологии обеспечения нормальной приработки узлов и агрегатов на локомотивах при обкаточных испытаниях, подтверждают отсутствие надлежащего сервисного обслуживания в начальный период эксплуатации.

Приёмочный контроль необходимо ввести на всех этапах производственного процесса
– А как обстоит дело с рекламационной работой с предприятиями-поставщиками?
– К сожалению, необходимо отметить, что рекламационно-претензионная работа на некоторых предприятиях не всегда находится на должном уровне. Отсутствие последствий для работников депо за необоснованное предъявление претензий не позволяет объективно оценить состояние дел по обеспечению качества проведённого заводского ремонта локомотивов по показателю количества уведомлений. Результаты анализа выявляют тенденцию игнорирования заводами требований нормативно-технической документации.

– Что можно сказать об основных задачах в области контроля качества новых локомотивов в 2011 году?
– Мне бы хотелось выделить три актуальные задачи. Первая из них – это исключение случаев нарушения безопасности по причинам некачественного изготовления продукции. По каждому случаю нарушения безопасности движения следует выписывать предписание о сроках предоставления исчерпывающих материалов о причинах и корректирующих мероприятиях. Каждое нарушение безопасности движения следует рассматривать как чрезвычайное событие, и завод должен в полной мере почувствовать материальную ответственность за каждый случай брака. Вторая актуальная задача – обеспечение надёжности технических средств по требованиям технических условий. Это значит,что нужно минимизировать отказы технических средств. Главное – это правильно оценить действия заводов по выявлению и устранению причин. Актуализировать перечень продукции с учётом анализа отказов технических средств, ввести на предприятиях пооперационный приёмочный контроль, где продукция не сможет перейти на следующую технологическую операцию без одобрения инспекторов ЦТА. И, наконец, третья задача – внедрение системных методов работы, а значит, требуется больше уделять внимания результативности системы менеджмента качества. Нам нужно добиться ежемесячного проведения дней качества. Обязать старших инспекторов-приёмщиков обязательно делать сообщения на этих совещаниях о нарушениях безопасности, отказах технических средств, с оценкой деятельности конкретных работников по выявлению причин, реализации корректирующих мероприятий. Мне хочется закончить наш разговор все-таки на оптимистичной ноте. Несмотря на то что проблемы с качеством изготовления локомотивов до сих пор существуют, все наши поставщики в последнее время проводят определённую работу для того чтобы исправить недостатки согласно требованиям ОАО «РЖД». Это, конечно, нельзя не отметить. А привлечение к сотрудничеству с отечественными компаниями ведущих зарубежных производителей и создание инновационной техники в будущем позволит избежать существующих сейчас ошибок. Это мое глубокое убеждение.

Беседовал
Всеволод Колупаев


Справка «Гудка»
    Наибольшее количество нарушений безопасности движения в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» в 2010 году допущено по причинам неисправности: электрического оборудования – 181 случай, что составляет 64,2% от общего количества событий, механического оборудования – 38 случаев (13,5%) и дизельных двигателей – 16 случаев. (5,7%).
    За 2010 год инспекторами-приёмщиками проведено 830 «летучих» контролей и выявлено 5907 несоответствий, плановых инспекционных контролей – 560 и выявлено 4184 несоответствий.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30