21 октября 2021 17:21

Защитник настоящего кино

Роман Мадянов сыграл более десятка военных разных эпох и званий. И гордится тем, что ему больше всякой другой одежды идёт военная форма.

Отслужив в театре более 20 лет, став ведущим актёром труппы и в то же время интенсивно работая в кино, он понял, что нужно сделать выбор, и сделал его в пользу кино, возвращаясь на сцену в разовые спектакли.

– Роман, вы, кажется, рекордсмен среди российских артистов по количеству работ как в сериалах, так и в кино.
– Наверное, это недалеко от истины. В общем, мне трудно даётся такой плотный график, но я не из тех, кто ворчит: «Сколько работы! Ужас! Не продохнуть! Сколько лет в отпуске не был!» Я думаю, что радоваться надо, когда работы много. Без неё было бы очень тоскливо. Иногда выпадет два дня свободных: выспишься, а на второй день уже девать себя некуда, чувствуешь себя не в своей тарелке. Когда предлагают новую роль, всё время хочется сказать «да», потому что ещё с юности я привык никогда не прятаться от работы. Что же касается сериалов, то на самом деле, несмотря на снисходительное к ним отношение, это дело нелёгкое – смены-то теперь по 12 часов длятся. И если не хочешь свою роль провалить, значит, должен быть в тонусе от первой серии до последней. А если не можешь, лучше с этим делом не связываться… Первая моя полноценная сериальная роль была в картине Николая Николаевича Досталя «Гражданин начальник». Потом он меня в «Штрафбат» пригласил. «Я только тебя, – говорит, – в роли майора Харченко вижу, больше никого». Приятно. И теперь, когда смотришь «Штрафбат», ведь язык не повернётся назвать его сериалом или мыльной оперой. Это настоящее кино. Только многосерийное.

– Вы вообще часто снимаетесь в ролях военных. У вас какой-то специальный интерес к этой теме?
– Нет, только в том смысле, что армия – это важная часть общества. Её нельзя обходить вниманием. Кроме того, я думаю, что хорошо выгляжу в военной форме. Ну и служил я полтора года в Кубинке в Ракетно-космических войсках. Уже после института, будучи артистом Театра им. Маяковского. Отслужил, а потом опять вернулся в свой театр. Из военных мне очень дорог мой герой в сериале «Солдаты». Просто тема животрепещущая, и мы все вместе с режиссёром Сергеем Арлановым и сценаристами серьёзно над ней работали. И съёмки были весёлыми. Мы воинскую часть превратили в полный бедлам. Командира выставляли из кабинета, и он каждый раз говорил: «Ну, ребята, вы даёте!» Многие солдаты снимались у нас в массовке, кто-то давал советы, и мы сами у них спрашивали, как из строя правильно выйти, как честь отдать. Ведь большинство актёров в армии-то не служили. Конечно, мы солдатам их будни скрасили, а вот офицерам жизнь усложнили.

– У вас невероятный профессиональный стаж. Ведь ваш кинодебют состоялся, когда вам было десять лет...
– Мой отец Сергей Вениаминович работал режиссёром на телевидении в творческом объединении «Экран», потом перешёл на «Мосфильм». Он часто брал нас со старшим братом на съёмки. И как-то меня увидела ассистент режиссёра киностудии «Мосфильм», привела на кинопробы к Георгию Данелии. Через две недели я уже ехал в поезде в Прибалтику – сниматься в фильме «Совсем пропащий» про Гекльберри Финна. Там была совершенно невероятная актёрская команда – я сразу попал на площадку с Евгением Леоновым, Вахтангом Кикабидзе, Владимиром Басовым… До поступления в ГИТИС я успел сняться ещё в десяти картинах. С 1972 по 1979 год сыграл в кино десять ролей, из них три главные, среди которых Гекльберри Финн, Дюшка Тягунов в «Весенних перевёртышах» по роману Владимира Тендрякова. В этом фильме мне тоже повезло с партнёрами: там снимались и Лев Дуров, и Николай Гринько, и Лариса Малеванная. Я понял уже тогда, что кино – это не игра, а пахота. Часто снимали по ночам. Ну ещё, конечно, со школой были проблемы. В каком-нибудь городе съёмки идут, допустим, месяц – я иду в местную школу. Ясное дело, я там пришлый, в результате на переменах начинается выяснение отношений. А я понимал, что лицо-то мне беречь надо, поэтому, если кому-нибудь засандаливал, потом сразу ложился на пол и первым делом голову закрывал. Однажды ухо мне чуть не оторвали, еле отмахался. Но ухо-то ладно, его не видно… Зато когда возвращался – надо отдать должное киностудии «Мосфильм», – она платила учителям деньги за то, чтобы они помогали мне наверстать упущенное. А поскольку память у меня уже актёрская выработалась, я тексты просто «фотографировал» и отвечал назубок.

– Вы были долгие годы в труппе Театра Маяковского, а сейчас ни с каким театром не связаны. Почему?
– Работа в театре требует полной отдачи. Когда я был много занят в репертуаре, я почти не снимался. Театром Маяковского тогда руководил замечательный режиссёр Андрей Александрович Гончаров. С ним было невероятно интересно работать и совершенно не хотелось никуда уходить и ни на что отвлекаться. Потом стало больше работы в кино, в сериалах, и я принял решение уйти, что называется, на вольные хлеба. И вот уже довольно давно так существую.
Но всё равно театр – это моё самое любимое место. Театр вообще уникальное явление. Живое общение со зрителями, живые эмоции, которые рождаются на твоих глазах. Если вдруг почему-нибудь не станет кино и телевидения, я уверен, театр сохранится и в театр будут продолжать ходить. Люди будут находить возможность прийти и получить удовольствие от живого общения. Это эксклюзивное искусство. Двух одинаковых спектаклей не бывает. Даже если ты их сыграл полторы тысячи, даже если ты играешь спектакль двадцать лет подряд. Звёзды сошлись – у трёх актеров температура, и это уже другой спектакль. Атмосферное давление упало – и все как пыльным мешком ударенные. Сериал сняли, и это сделано так, как сделано. Исправить ничего невозможно. В чём и разница в профессии – в кино это стопроцентная концентрация. Есть случаи, когда второй дубль уже играть нельзя, иначе артиста нужно увозить на неотложке. У меня такое тоже было – в сериале «Наследство», пьяный диалог на крыше. Все думали, что съёмка займёт часа два, а я пришёл и сделал всё за пятнадцать минут. Невозможно было это повторить. Два раза в одну речку не войдёшь.

Беседовал Олег Афанасьев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31