25 октября 2021 23:58

Акустический эффект

Учёные Петербургского государственного университета путей сообщения выявили причины профессиональных заболеваний преподавателей.

Профилактические осмотры доцентов и профессоров показывают, что 40% из них имеют нарушения функций голосового аппарата.

Дело в том, что большая нагрузка на горло является отличительной особенностью трудового процесса представителей так называемых речевых профессий. Почти половину рабочего времени преподаватели нагружают свои голосовые связки, чтобы перекрывать шум аудитории, который во время лекции составляет в среднем от 55 до 70 дБ.

В результате они страдают охриплостью, периодической потерей голоса и быстрой его утомляемостью. Кроме того, преподаватели зачастую испытывают болевые ощущения и спазмы в области шеи, сухость в горле и тому подобные симптомы.

Проведённые специалистами вуза исследования показали, что на напряжение голосового аппарата сильно влияют акустические свойства учебных аудиторий. Проблема в том, что их потолки часто облицовывают звукопоглощающими материалами. Поэтому в типовой аудитории объёмом 80 посадочных мест голос преподавателя звучит всего 1–2 секунды, тогда как для восприятия информации студентам требуются 4 секунды. В итоге лектор вынужден повторять текст, усиливать громкость и частоту голоса, из-за чего он быстро устаёт и садится.

В ходе многочисленных экспериментов сотрудники ПГУПСа установили, что для обеспечения высокой степени разборчивости речи и снижения нагрузки на голосовые связки преподавателей для облицовки потолков и стен учебных аудиторий нужно применять резонансные панели и специальные перфорированные экраны.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31