21 октября 2021 20:04

Безвозмездный ущерб

Порты не хотят компенсировать потери ПГК

ОАО «ПГК» разрабатывает проект по введению специальных сборов при направлении вагонов под агрессивные способы выгрузки, в первую очередь под грейферами.

Грейферами разбивают дефицитные полувагоны
Это связано с большими объёмами повреждения подвижного состава ПГК при выгрузке в морских портах. Так, только в прошлом году было повреждено более 21,4 тыс. вагонов компании.

Объёмы повреждений – 10,9% от эксплуатационного парка ПГК – сопоставимы с размерами парков средних операторов и превышают количество закупленных компанией в прошлом году новых вагонов почти в два раза. Основную долю (93%) повреждённых вагонов составили полувагоны – наиболее дефицитный вид подвижного состава. Расходы на ремонт, передислокацию вагонов, убытки от непроизводственного простоя, иными словами – финансовые потери, составили 70,8 млн руб.

Чаще всего подвижной состав повреждается во время грейферной выгрузки в портах. В 2010 году таким образом получили повреждения 17205 вагонов. Наибольшее количество повреждений зафиксировано в Мурманском морском торговом порту (ММТП) – 5606 вагонов, Восточном – 2702, Находкинском – 2083, Туапсинском – 1418, порту Высоцкий – 1158. При этом ММТП лидирует по объёмам выгрузки: в сутки на его территории выгружается до 500 вагонов.

«При создании ПГК перед компанией ставилась задача обновления российского парка грузовых вагонов. Ежегодно мы приобретаем от 10 до 15 тыс. вагонов. Но агрессивные технологии выгрузки, которые используются в портах, сводят на нет все наши усилия улучшить техническое состояние парка», – заявил генеральный директор ОАО «ПГК» Салман Бабаев.

Специалисты ОАО «ПГК» продолжают вести переговоры с представителями портовых администраций, но ситуация остаётся прежней. В январе этого года при выгрузке было повреждено 2097 вагонов (в прошлом году – 1763). При этом портовые администрации отказываются нести ответственность за причиняемый ущерб перед собственником вагонов и подписывать соглашения, которые позволили бы компенсировать ущерб за повреждение подвижного состава при грейферной выгрузке.

Между тем заместитель начальника инспекции по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» Владимир Федоренко сомневается в том, что специальные сборы смогут помочь снизить объёмы повреждаемых в портах вагонов. По его словам, в среднем сейчас в портах Мурманский и Посьет повреждается каждый десятый вагон. Проблему могло бы решить применение в портах технологии разгрузки вагоноопрокидывателями, но такой дорогостоящей технологией оснащены сегодня только порт Восточный и Усть-Луга. Порт Посьет, на территории которого разгружается до 150 вагонов в сутки, недавно приступил к строительству опрокидывателей. ММТП ранее сообщал о планах по их строительству. Но пока что основная часть портов считает нецелесообразным затрачиваться на данную технологию.

«Изначально морские порты, в которых в настоящее время повреждается большое количество вагонов ПГК, не специализировались на выгрузке угля, а перешли на его обработку, когда объёмы других грузов в кризис стали снижаться», – пояснил Владимир Федоренко.

Альбина Булатова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31