25 октября 2021 12:33

Игла в «ухо»

Машинисты портят бортовые самописцы, не желая быть «подслушанными»

Начальник Красноярской дороги Владимир Рейнгардт обратился с просьбой к локомотивным бригадам не выводить из строя регистраторы переговоров.

К приборам в кабине машиниста добавится всего один микрофончик, но не всем это нравится
Оборудовать локомотивы регистраторами переговоров на Красноярской начали ещё в прошлом году. На вид это небольшая коробочка, которая подключается к приборам безопасности и радиостанции локомотива. В кабину, где находится бригада, выводится небольшой микрофон.
– Как показывает практика, основная причина многих ЧП – несоблюдение регламента переговоров, – рассказали «Гудку» в Дирекции тяги КрЖД. – Например, если локомотивный светофор переключается на запрещающий сигнал, то согласно регламенту машинист должен продублировать эту информацию помощнику, а тот в свою очередь подтвердить её.

Но в жизни зачастую всё бывает намного проще. В ответ помощник может только кивнуть головой.
– Вроде коротко и ясно, – поясняют в дирекции. – Но здесь краткость не сестра таланта. А может, машинист не заметил запрещающий сигнал, отвлёкся? Подобная невнимательность может привести и к проезду запрещающего сигнала, и к столкновению. А при разборе, когда будут считывать информацию с этих устройств, уже будет ясно, где машинист совершил оплошность. Или, наоборот, получится его оправдать.

Такая же ситуация и в работе с дежурными по станции. Усечённые переговоры вместо положенного полного диалога с дежурным по станции тоже иногда заканчиваются ЧП.

Исходя из этого, регистратор переговоров – вещь нужная. Однако уже сегодня из 190 комплектов, которые установлены на локомотивах, 37 регистраторов выведены из строя. Оказалось, большого усилия для этого не нужно – достаточно вставить в микрофон швейную иглу.

Недовольство новыми приборами безопасности многие машинисты объясняют тем, что так вмешиваются в их личную жизнь.
– Говорили, что регистраторы будут вести запись только тогда, когда включается белый, красно-жёлтый или красный сигнал светофора. То есть только в особых случаях, – поясняет машинист Абаканского оборотного депо Юрий Балдыков. – На самом же деле устройства записывают все переговоры во время поездки. Психологически очень тяжело осознавать, что за тобой следят. Ведь за 12 часов поездки, если, конечно, ситуация позволяет, бывает, что с помощником и анекдотом перекинешься, и о рыбалке словечко замолвишь.

Однако руководство КрЖД уверяет машинистов, что слушать всё подряд никто не будет.
– Поговорили вы о рыбалке, о грибах да ягодах, анекдот хороший рассказали. Ничего страшного в этом нет, – обратился к машинистам начальник КрЖД Владимир Рейнгардт. – Мы все люди и понимаем, что в течение длительной поездки молчать не будешь. Запись из «чёрного ящика» нужна только тогда, когда происходит ЧП. И этот прибор в нужное время и в нужный час защитит вас.

Ведь регистратор ещё и «адвокат» машиниста. В случае чрезвычайной ситуации специалисты расшифруют все записи, и если локомотивная бригада вела себя грамотно, соблюдала инструкции и регламент, то к ней и претензий не будет.

Это подтверждают и на Забайкальской магистрали, где в своё время в кабинах работало не то что звуко-, а видеозаписывающее оборудование.
– У нас были раньше видеокамеры в кабинах локомотивов, но это довольно дорогое оборудование, и от него отказались. К тому же бригады были не особенно рады тому, что видеокамера за ними следит. Сейчас на машинах стоят только регистраторы переговоров. Правда, запись они ведут не постоянно, а только когда поезд проходит на красный или жёлтый. Это действительно адвокат, которому не надо платить, – рассказал «Гудку» начальник локомотивного эксплуатационного депо Чита Сергей Наумов. – Хотя, конечно, недовольных хватает, ворчат люди. Бывает, ломают регистраторы, но тогда ищем и находим виновного. И тогда его ждёт дисциплинарное взыскание, ведь порча оборудования – угроза безопасности.

Впрочем, большинство бригад, особенно в тех депо, где новинку только начали использовать или будут в перспективе, всё же относятся к регистраторам с осторожностью.
– Дополнительным доказательством правильности действий бригады запись послужит, да, – говорит Андрей Зубов, машинист эксплуатационного депо Елец Юго-Восточной дороги, где регистраторы ещё не используются. – Но пусть пишут не постоянно. Иначе начальство на местах может воспользоваться любой нашей промашкой, любым лишним словом для взысканий, лишения премии. Не можем же мы всё время быть автоматами, к пульту приставленными. Да и просто неприятно знать, что каждое слово в обычном житейском разговоре между помощником и машинистом фиксируется. Постоянно быть «под колпаком» никому неохота. Дойдёт такое дело до нас, тоже недовольных масса будет.

А вот Александр Лялин, машинист локомотивного эксплуатационного депо Белово Западно-Сибирской дороги, считает, что проблема регистраторов со временем отпадёт сама собой.

«Любая новинка вызывает сначала страх и много вопросов: как-то ведь жили без «чёрного ящика» и дальше проживём. Но стоит новинке показать себя в деле, мы её тут же готовы на руках качать: ах, как здорово, что она у нас появилась! Так на моей памяти было с новым электровозом «Дончак», на который ребята поначалу боялись пересаживаться с ВЛ10. А сейчас им, кроме новой машины, ничего и не надо. Так будет и с РП. Поначалу они будут мешать, кого-то и раздражать. А потом к бортовому самописцу привыкнут как к неотъемлемой части локомотива. А ведь случись что, он сможет спасти репутацию».

Олеся Мизинко
Сергей Михалёв
Анатолий Болдырев,
собкоры «Гудка»
Красноярск – Воронеж – Чита – Кемерово

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31