21 апреля 2021 04:38

Памятник под снос

Деповское здание первой магистрали желательно сохранить

В результате реконструкции Октябрьской железной дороги Москва может лишиться уникального памятника истории и архитектуры – здания первого московского паровозного депо, входящего в комплекс построек первой в России магистрали Санкт-Петербург – Москва.

В былые годы железнодорожные здания задавали тон всей округе
Круглое здание депо строилось в 1846 – 1851 годах по проекту известного архитектора Константина Тона. Яркое и выразительное, увенчанное металлическим куполом, здание можно увидеть, когда отправляешься поездом с Ленинградского вокзала столицы. Оно стоит сразу после посадочных платформ справа по ходу поезда.

Рядом с депо волею железнодорожников и замыслом зодчего было построено водоёмное здание. Завершала картину железнодорожного самобытного пейзажа часовая башня на здании вокзала. Сочетание этих трёх доминант, расположение всей станции на живописном берегу Красного Пруда создали неповторимый архитектурно-ландшафтный комплекс, аналогов которому не было ни на одной другой станции железной дороги Петербург – Москва.

Всего на линии Петербург – Москва было построено девять «круглых зданий для хранения локомотивной машины». В XXI веке четыре из них в той или иной мере разрушены, два из пяти оставшихся заброшены, есть предложения об их сносе.

Сохранность депо в Москве, имеющего статус памятника истории и архитектуры, можно считать хорошей. Оно сохранило первоначальную круглую форму, имеет минимум перестроек и искажений.

Здание депо последние годы было невостребовано, и Московским архитектурным институтом был разработан проект реставрации круглого здания и водонапорной башни с приспособлением их под музей российских железных дорог. Одновременно планировалось привести в порядок прилегающую территорию, создать полноценную музейную инфраструктуру.

Между тем я узнал, что проектом переустройства станции Москва Октябрьской железной дороги при прокладке дополнительного железнодорожного пути здание депо необходимо будет снести. Было бы хорошо, если бы было учтено сохранение всех имеющихся на станции исторических зданий.

Юрий Егоров,
координатор общественного движения «Архнадзор»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30