25 октября 2021 12:57

Опасный крен

Регионы по-прежнему не торопятся оплачивать пригород

Услуги инфраструктуры для организации пригородных перевозок в январе оплачены менее чем на четверть, в результате ОАО «РЖД» недополучило около 2 млрд руб.

Пассажиров менее всего волнуют проблемы региональных бюджетов
Об этом рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на селекторном совещании, посвящённом итогам работы компании в январе. По его словам, первая причина сложившейся ситуации – несвоевременное заключение договоров с пригородными пассажирскими компаниями на оплату услуг инфраструктуры, а вторая – отсутствие контрактов у пригородных компаний со всеми субъектами Федерации на организацию транспортного обслуживания населения, предусматривающих компенсацию выпадающих доходов. В настоящий момент контракты заключены только с 37 субъектами из 72.

Тем не менее продолжает действовать социальное регулирование тарифов регионами, влекущее за собой возникновение выпадающих доходов пригородных компаний, которые должны компенсироваться по определённой схеме. Доля покрытия выпадающих доходов по сети сегодня едва превышает 10%. В результате пригородные компании теряют доходы, возможность развиваться, а также возникают риски для сокращения объёмов движения там, где оно крайне нерентабельно.

По словам Владимира Якунина, организация эффективного функционирования комплекса пригородных перевозок является одним из самых сложных вопросов нынешнего этапа реформирования. Непроработанность механизма межбюджетных трансфертов на обеспечение безубыточности пригородных перевозок создаёт существенные финансовые риски для холдинга.

В связи с этим руководителям пригородного комплекса, дочерних компаний совместно с департаментом по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти поручено в течение первого квартала заключить все необходимые договоры на полное покрытие убытков.

Есть и другие вопросы, на которые обратил внимание президент компании. Так, нужно проанализировать соответствие мощностей, задействованных в обеспечении пригородных перевозок, объёмам перевозок, заказанным субъектами Федерации. Ведь в более рациональном использовании ресурсов могут заключаться существенные резервы по оптимизации издержек пригородного комплекса.

Кроме того, предстоит оценить целесообразность и порядок увеличения уставного капитала пригородных пассажирских компаний за счёт внесения имущества ОАО «РЖД», в частности моторвагонного подвижного состава. При этом необходимо ещё раз проинформировать руководителей регионов о готовности ОАО «РЖД» вносить электропоезда в капитал пригородных компаний при наличии гарантий их безубыточности.

Александра Васильева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31