17 октября 2021 13:11

Ценные бумаги в пути

Железные дороги не только перевозят, но и определяют ситуацию на биржах

Современные железные дороги характеризуются не только колоссальными объёмами перевозимых грузов и пассажиров, но и особой ролью в экономике. Акции и облигации транспортных компаний полноценно представлены на крупнейших финансовых площадках в различных частях света. Причём по мере реформирования отрасли и её приватизации их число растёт. Идёт этим путём и Россия. Именно поэтому «Гудок» представляет новый проект – анализ рынка ценных бумаг железнодорожных компаний мира.

Век назад акции железнодорожных компаний были хитом и российского фондового рынка. В 1910 году на Санкт-Петербургской бирже котировались акции не только 12 частных магистральных железных дорог, но и трёх обществ подъездных путей. Современные «Российские железные дороги» получили акционерный статус только в 2003 году, и единственным их акционером остаётся государство. Но процессы реформирования отрасли активно идут, и российские железнодорожные бумаги имеют все шансы вновь обрести популярность на отечественном и мировом финансовых рынках.

Сегодня в нашем портфеле ценных бумаг представлены компании, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки, из Северной Америки, Германии, Японии, Великобритании и Австралии – стран, опыт реформ которых анализируется и используется у нас. Причём у каждой страны есть своя специфика. В США и Австралии, как и в России, нет публичных пассажирских компаний, зато есть несколько крупных грузовых (в отличие от нашей страны они владеют подвижным составом и инфраструктурой). В Японии и Великобритании ситуация обратная.

«Гудок» внимательно следит за развитием ситуации в Швеции и Франции, где также произошло разделение железнодорожных монополий по видам бизнеса. Пока все перевозчики там принадлежат государству. Но, как только они станут публичными компаниями, мы обязательно включим их в наш портфель. Среди российских эмитентов пополнение практически гарантировано. Совет директоров Первой грузовой компании принял решение разместить в текущем году два выпуска облигаций номинальной стоимостью 5 млрд руб. каждый. Осенью предполагается и IPO компании.

Совокупная капитализация компаний, вошедших в портфель «Гудка», сегодня превышает $200 млрд. Львиная доля этой суммы – 78% – приходится на грузовых перевозчиков. Среди стран наибольший вес имеют США – 49%, Канада и Япония – по 21%. Вклад России пока невелик – всего 2% (чуть более $4 млрд), но после IPO Первой грузовой компании он может вырасти до 7,5%. По мере приватизации, в том числе продажи на бирже пакета акций РЖД (ориентировочно в 2013 году), он будет становиться всё больше.

В портфеле валютных облигаций доминируют американские компании – у РЖД сегодня есть всего один выпуск объёмом $1,5 млрд, размещённый в апреле минувшего года. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин недавно заявил, что компания в ближайшее время может разместить ещё один выпуск. По кредитным рейтингам единственный российский железнодорожный эмитент сейчас оценивается на одном уровне с американскими – категория Baa по шкале рейтингового агентства Moody’s. Однако разница в доходности к облигациям казначейства США у РЖД составляет внушительные 2,2 процентных пункта (п.п.). У американских перевозчиков – примерно втрое меньше.

На рынке рублёвых облигаций ОАО «РЖД» – основной эмитент. Кризис и связанный с ним дефицит ресурсов серьёзно ударили по внутреннему рынку заимствований, поэтому новые эмитенты пробиваются на рынок с трудом. Кроме Первой грузовой компании, выход на рынок в нынешнем году планируют Новая перевозочная компания (Globaltrans) и «РейлТрансАвто». РЖД намереваются продать семь выпусков биржевых облигаций суммарной номинальной стоимостью 85 млрд руб. Бумаги компании сегодня торгуются практически без разницы в доходности к облигациям Министерства финансов РФ, а у единственного полностью частного перевозчика она составляет 1,5 п.п.

Яков Утин




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31