17 апреля 2021 02:53

Подготовка к реваншу

Строительная индустрия может вернуть себе утраченные позиции

В первый месяц нового года КАРГО-индекс продемонстрировал значимый рост, что свидетельствует о продолжении восстановительных процессов в реальном секторе экономики. Положительные тенденции отмечаются во всех наиболее значимых отраслях, но об их долгосрочности пока говорить слишком рано, ведь январь в силу длительных новогодних каникул является одним из самых непоказательных месяцев в году.

После длительных новогодних каникул реальный сектор экономики входит в рабочий ритм не сразу
Январское значение КАРГО-индекса составило 102,3%. Таким образом, впервые с начала кризиса показатель первого месяца года перешагнул 100-процентную отметку. Однако до величин 2007 и 2008 годов (104,3% и 111,2% соответственно) ему пока далеко. И новое десятилетие реальный сектор экономики начал фактически с уровня 2006 года, который является точкой отсчёта для транспортного индикатора.

Положительная тенденция прослеживается и в динамике изменения КАРГО-индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. По сравнению с январём его значение увеличилось на 19,1%. Но охарактеризовать ситуацию как стабильную нельзя, так как темпы роста показателя в последние полгода значимо колеблются, хоть и остаются в положительной зоне. Позитивнее, чем раньше, оценивает состояние реального сектора экономики и близкий по своей природе к транспортному индикатору индекс выпуска в базовых отраслях экономики, который рассчитывается Росстатом с запозданием в месяц. В декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года его значение возросло на 5,5%. Таким образом, в течение всего минувшего года значение официального показателя находилось ниже, чем у КАРГО-индекса, чего ни разу не отмечалось за всё время нашего наблюдения (с января 2007 года).

Что касается изменений объёмов погрузки на сети российских железных дорог, то лидерами роста в январе стали строительные грузы (+57,3% по отношению к аналогичному периоду 2009 года) и цемент (+30,9%). Также росли объёмы погрузки чёрных металлов (+12,7%), удобрений (+11,7%), лесных (+10,5%) и нефтяных грузов (+5,1%), угля (+3,9%) и зерна (+2%). Единственным грузом, по которому наблюдается снижение погрузки, стали цветные металлы (–7,9%). Эти изменения отразились и на структуре транспортного индикатора. Но ещё большее влияние на неё оказывает пересчёт весовых коэффициентов КАРГО-индекса, что предусмотрено его методикой (подробнее в № 240–241 от 30.12. 2010 года). Несмотря на увеличение фактической погрузки, в январе по сравнению с первым месяцем 2010 года уменьшились доли зерна (–0,1 п.п.,до 0,31%), строительных (–2,23 п.п., до 15,77%) и лесных грузов (–0,2 п.п., до 0,88%). Доля цветных металлов сократилась на 0,05 п.п., до 0,12%. Нефтяные грузы прибавили 0,54 п.п., до 67,79%. Также увеличились доли чёрных металлов (+0,72 п.п., до 4,99%), каменного угля (+0,94 п.п., до 9%) и удобрений (+0,35 п.п., до 0,96%). Значительно для данного груза возросла и доля цемента (+0,04 п.п., до 0,18%).

Анализ изменений динамики и структуры КАРГО-индекса позволяет говорить о том, что в реальном секторе экономики наметилась тенденция к более уверенному, чем год назад, восстановлению. Особого внимания заслуживают положительные изменения в сегментах, связанных со строительной индустрией (рост объёмов погрузки цемента, лесных и строительных грузов). Причём можно ожидать оживления в жилищном строительстве, которое в минувшем году находилось на достаточно низком уровне. Согласно планам Минэкономразвития, по сравнению с 2010 годом объёмы ввода жилья в целом по стране увеличатся почти на 8,5%. А в 2015 году уже будет строиться 90 млн кв. м, на 55% больше, чем в минувшем году.

Но, как показывает практика, действительность может разительно отличаться от планов. «К 2010 году мы перевыполним плановый показатель, который составлял 80 млн кв. м. Он может быть перевыполнен и составить 90 млн кв. м, что в три раза больше, чем уровень 2000 года», – говорил в конце 2007 года вице-премьер Александр Жуков. Причём уже тогда многие экономисты говорили о грядущих глобальных проблемах. О новых опасностях предупреждают и сейчас.

Положительное влияние на экономику страны может оказать и решение правительства «распаковать» интервенционный зерновой фонд. Но немало вопросов вызывают механизмы его реализации. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, 2,5 млн тонн зерна решено продавать через аукционы, а около 3 млн тонн распределять между регионами. Первые торги уже состоялись 4 февраля (была реализована 61 тыс. тонн). Однако, как заявил через несколько дней после этого президент Дмитрий Медведев, интервенции зерна надо приостановить и разобраться, какой из механизмов работает лучше. На это чиновникам дано две недели. При этом глава государства высказал своё мнение об опасностях распределительного механизма. «Вообще это не рыночная мера. Скажу прямо, это создаёт опасность коррупции», – сказал он, добавив, что нужно сделать всё, чтобы зерно распределялось на единых началах.

Подробная информация о значениях КАРГО-индекса и методологии его расчёта представлена на сайте cargoindex.ru.

Юлия Громадская




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30