16 октября 2021 02:34

Вложиться в инфраструктуру

Дальневосточную магистраль ждут масштабные летние путевые работы

Почти тысяча километров пути Дальневосточной магистрали в текущем году будет охвачена различными видами ремонта. Практически половина от этого объёма придётся на Комсомольский и Тындинский регионы, где ежегодно растут перевозки в порты Ванино и Совгавани. Об этом «Гудку» рассказал Сергей Максимцев.

Сергей Максимцев, заместитель начальника ДВЖД – начальник Дальневосточной дирекции инфраструктуры
– Сергей Васильевич, насколько план ремонтных путевых работ выше, чем в прошлом году?
– Намного. В текущем году с учётом Сахалинского региона всеми видами ремонта будет охвачено около 930 км пути, предстоит заменить 200 стрелок. Это не считая проекта по организации интермодальных перевозок Владивосток – международный аэропорт Кневичи, где необходимо модернизировать 27 км главного хода с реконструкцией земляного полотна и искусственных сооружений, 7 км станционных путей, сменить 16 стрелок. Для сравнения: в 2010-м было отремонтировано 650 км.
Только на модернизацию верхнего строения пути запланировано 5,9 млрд руб., что на 1,5 млрд руб. больше прошлогодних вложений.
При этом ОАО «РЖД» признало целесообразной модернизацию, включающую не только смену рельсошпальной решётки, но и реконструкцию земполотна, водоотводов, прочих искусственных сооружений.
К примеру, в прошлом году подобные комплексные работы развернулись между станциями Лозовый и Находка, Урил и Тарманчукан. У расположенных там мостов 1930-х годов постройки были усилены опоры и устои, заменены пролётные строения.

– Такие работы более затратны?
– В среднем по сети стоимость реконструкции 1 км составляет 16 млн руб., у нас – 23–25 млн. Но мы эту цену обосновали перед компанией, учитывая состояние путевого хозяйства дороги. У нас много участков с больным земполотном и большое число дефектных сооружений. Поэтому необходима комплексная модернизация. Но зато после таких работ участок не потребует капремонта 20–25 лет.

– На какие направления обращается внимание в летне-путевой программе?
– Упор будет делаться на северный широтный ход. В частности, на участок Волочаевка-2 – Комсомольск – Совгавань, где растёт грузонапряжённость. Так, на Литовковской дистанции пути будет модернизирован участок Партизанские сопки – Джелюмкен, перегон разъезд 21-й км – Болонь. Большие объёмы предстоит выполнить также по Высокогорненской и Комсомольской дистанциям.
В рамках реконструкции линии Комсомольск – Совгавань предусмотрены серьёзные вложения в инфраструктуру. Помимо продолжения строительства нового Кузнецовского тоннеля, в 2011 году предусмотрены 1,4 млрд руб. на развитие станционного хозяйства. Предстоит реконструкция станций Гайтер, Имбо, Картель, Ландыши, Монгохто, Пивань, Токи, Уктур, Чепсары. Поскольку перегоны тут большие, а кроме того, часть раздельных пунктов в 1990-е из-за низкого грузопотока закрыли, пришло время их восстанавливать и строить новые. В этом году появятся разъезды Амурский, Тудур, Хокайти, Хумма.
Для обеспечения возрастающих перевозок будет построена и двухпутная вставка на перегоне Пивань – Кумтэ. Кстати, есть среднесрочная программа по открытию новых станций и на Тындинском регионе.

Путейцам Дальневосточной магистрали в этом году предстоит трудная работа – нужно отремонтировать почти 1000 км пути
– Внедряются на севере новые технологии ремонта пути?
– Конечно. В 2010 году мы реконструировали участок Сельгон – Хевчен. Отсыпали водоотжимную берму с укладкой рельсошпальной решётки на железобетонном основании и обустройством бесстыкового пути. Таким же способом оздоровлен перегон Тында – Сети. Это прогрессивная технология, которая успешно внедряется там, где вечная мерзлота, большой годовой перепад температур. В этом году эти работы продолжатся на направлении Тында – Юктали.
Вообще, со времени сдачи в 1985 году в постоянную эксплуатацию участок БАМа Новый Ургал – Тында – Нерюнгри не подвергался капремонтам. Трудоёмкие виды ремонта на некоторых перегонах начались только в 2008 году. Так, в течение трёх лет они велись на участке Беркакит – Тында, имеющем кривые малого радиуса, крутые подъёмы. Здесь, помимо прочего, реконструировали тоннель на перегоне Аям – Золотинка. Теперь приступаем к участку Тында – Хани, в этом году там планируем модернизировать не менее 20 км пути.

– Насколько для дороги актуальна проблема просроченности пути по ремонту?
– Да, с учётом роста грузонапряжённости на магистрали растёт просроченность по всем видам ремонта и, как следствие, число километров, имеющих неудовлетворительную оценку. Сейчас вице-президентом ОАО «РЖД» Владимиром Воробьёвым утверждена среднесрочная программа, чтобы снизить просрочку по дороге. Это предусматривает увеличение плана летне-путевых работ до 1–1,2 тыс. км ежегодно. Если не сбавлять темпы, то к 2015 году дорога уйдёт от сегодняшней просрочки.
Однако возникла другая проблема. Действующие на магистрали ПМС просто не в состоянии выполнить такой объём работ. У них нет необходимых людей, в большинстве своём они нанимают сезонных рабочих, нехватка которых на Дальнем Востоке ощущается из года в год. В итоге совместно с Центральной дирекцией принято решение о передислокации к нам путевых машинных станций с Юго-Восточной дороги. ПМС будут базироваться в Тынде и выполнять капремонт на старогодных рельсах.
В свою очередь, наши звеносборочные базы приступили к зашивке рельсошпальной решётки, чтобы прибывающие бригады с начала сезона могли сразу приступать к работам.
Ещё одна мера – отдать частичное выполнение плана по среднему, усиленному подъёмочному ремонту, смене стрелок дистанциям пути, главным образом, по станционному хозяйству. К подобному опыту прибегали в прошлом году.

– Не скажется ли это отрицательно на текущем содержании пути?
– Нет. Дистанции также смогут привлекать сезонных рабочих. А кроме того, на дистанциях внедряется участковая система содержания пути. Главная её цель – уйти от малочисленных бригад, что в определённой степени не позволяет обеспечить полное выполнение технологий установленных путевых работ, а также своевременное устранение неисправностей. В Комсомольском, Тындинском регионах в среднем бригада состоит из 3–4 человек. Планово-предупредительные работы предполагается же вести околотком – не менее 10–12 монтёров во главе с дорожным мастером. Так будут выполняться в границах эксплуатационного участка более масштабные объёмы по текущему содержанию.

– А как в целом вы оцениваете состояние путевого хозяйства на Сахалине?
– Стабильно работает Тымовская дистанция. В предыдущие годы она полностью реконструирована. Сегодня там 15 баллов.
Много проблем у Поронайской дистанции, где реконструкция только началась: участки просрочены всеми видами ремонта, а там сложный план и профиль. Меньше проблем у Южно-Сахалинской и Холмской дистанций, хотя и там не без сложностей.

– Задание по реконструкции островной магистрали также увеличено?
– Да, если в 2010 году на ширину колеи 1520 мм переведено 42 км пути, то план на этот год – 55 км. Продолжится ремонт искусственных сооружений и усиление земполотна. Завершится реконструкция четырёх мостов на участке Победино – Тымовск. Ещё четыре моста нужно обновить на Холмской дистанции пути. Из-за дефектности их пролётов скорость поездов по ним сейчас ограничена 25 км/ч.

Беседовал Павел Усов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31