16 апреля 2021 23:21

Недостающее звено

Заключённые в минувший вторник соглашения между железными дорогами России, Азербайджана и Ирана по строительству железной дороги Решт – Астара (мы подробно рассказываем о них на 2-й странице) фактически положили начало созданию недостающего звена в западном ответвлении международного транспортного коридора «Север – Юг», сухопутная часть которого берёт начало в Европе, следует через Россию и заканчивается в Иране.

На территорию России приходится, в зависимости от маршрута, 33–53% от общей протяжённости 2513 км. И этот участок хорошо оборудован и активно используется для грузовых перевозок, чего нельзя сказать об азербайджанском и иранском участках. В Азербайджане ещё предстоит построить недостающие 8,5 км от приграничного города Астара до его иранского «тёзки». Но и существующий участок от границы с Россией до Астары требует, по мнению экспертов, модернизации, иначе транзитная скорость будет невелика. На Иран приходится львиная доля строительства. Исламская республика в настоящее время возводит участок от города Казвин до Решта.

Проект Решт – Астара обсуждался на протяжении многих лет. Проходили переговоры, подписывались меморандумы, но до реальных действий дело не доходило. И вот теперь сделан первый шаг – создаётся совместное предприятие по реализации проекта. Эксперты считают, что к этому Россию и Азербайджан подтолкнули их соседи из Средней Азии: Казахстан и Туркмения. Дело в том, что они строят восточное ответвление коридора «Север – Юг»: Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркмения) – Горган (Иран) протяжённостью 677 км. И, согласно заверениям руководства республик, этот участок будет закончен уже к концу 2011 года.

Есть все основания полагать, что западное звено коридора – через Азербайджан – будет более конкурентоспособным, поскольку транспортное плечо там короче. Среднеазиатский маршрут вынужден огибать Северный Каспий в районе Атырау.

Но, по большому счёту, о серьёзной конкуренции говорить не приходится – грузов хватит на всех. Эксперты сходятся во мнении, что транспортный коридор «Север – Юг» будет востребован как для обслуживания регионального товаропотока, так и для евро-азиатских контейнерных перевозок. А его грузовой потенциал оценивается к 2015 году в размере 25–26 млн тонн.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30