21 апреля 2021 17:49

Кавказский противогаз

Царское «апчхи» помогло внести рационализаторское предложение

В начале 30-х годов прошлого века был электрифицирован первый в Советском Союзе магистральный участок Квириллы (ныне Зестафони) – Михайлово (ныне Хашури) Закавказской железной дороги.

Применение электротяги оказалось самым успешным методом борьбы с паровозным дымом, который буквально накрывал поезда при проезде по Сурамскому тоннелю.

До этого момента железнодорожники успели опробовать множество способов защиты пассажиров и поездных бригад от едкого дыма, ставшего неотъемлемой частью путешествия по знаменитому тоннелю.

О необходимости решения проблемы впервые заговорили со всей серьёзностью после поездки императора Александра III по Закавказской железной дороге. Никудышная вентиляция Сурамского тоннеля заставила Его Величество хорошенько прочихаться, после чего вопрос борьбы с паровозным дымом был поднят на самом высоком уровне.

Чиновники ломали голову над решением проблемы, когда из управления дороги поступило рацпредложение: выдавать пассажирам, кондукторам и паровозной бригаде бурдюки с чистым воздухом, дабы вдыхать его во время поездки.

Как ни странно, идея пришлась по душе. Уже через пару недель по приказу МПС на службу железных дорог поступили 200 бурдюков, к которым прилагалась специально разработанная инструкция. Правда, пользователи не оценили нововведения. В скором времени «противогазы» оказались не у дел – терпеть запах дыма было гораздо удобнее, чем пытаться поймать глоток свежего воздуха из бурдюка.

Докладывать наверх о провале проекта побоялись, а потому ёмкости с горным воздухом исправно продолжали возить в поездах, пока кто-то не вспомнил об их истинном назначении. Начальство Закавказской железной дороги с удивлением стало отмечать частые подъёмы настроения у кондукторских и локомотивных бригад, работающих на участке.

Секрет весёлого расположения духа вскрылся совершенно случайно, когда пассажирский поезд на всей скорости проскочил станцию без остановки. Тщательное расследование выявило вопиющий факт – большая часть ёмкостей для воздуха была наполнена вином или же хранила его запах, что, конечно, наводило на определённые мысли. В итоге для трёх кондукторов, двух машинистов и 200 бурдюков эта история закончилась довольно плачевно. Одних уволили с железной дороги, других… исключили из инвентаря.

Наталья Алексеева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30