25 октября 2021 23:04

Облегчение для транспорта

Нужен расчёт выгоды


Сергей Шатиров, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике, сенатор от Кузбасса
Выработка электрической и тепловой энергии в России всегда основывалась на транспортировке угля. В прошлом году российские угледобывающие компании отправили на экспорт 115 млн тонн угля – на такие объёмы страна вышла впервые в своей истории. Активно стал закупать наше сырьё рынок АТР. Конечно, без поддержки железнодорожников нам бы это не удалось. При этом мы понимаем, что у РЖД возможности ограниченны и до бесконечности это направление развивать нельзя.

Мы обсуждали со специалистами ОАО «РЖД» вопросы, связанные с развитием угольных перевозок, и пришли к выводу, что в Кузбассе максимальный уровень, на который можно выйти, – 200 млн тонн в год. Дальше уже просто невозможно.

Многие говорят о том, что «газовая пауза» (перевод энергетики с угля на газ. – Ред.) была неправильным решением, – это неверно. Такие процессы были абсолютно обоснованными тогда, когда были открыты масштабные газовые месторождения. Грех было не использовать появившиеся возможности для промышленного рывка: энергетика обеспечивалась на 20–25 лет вперёд. Плохо, что мы забыли о другом. Ведь в то же самое время было принято решение о том, что на период, пока газовая труба обеспечивает промышленность, необходимо поднять новейшие технологии в атомной энергетике и угольной генерации, которая имела низкий КПД и очень негативно влияла на экологию. Но, получив трубу, энергетики отодвинули угольщиков в сторону, а ядерщики на полученные деньги развили ядерные технологии. Угольная отрасль в энергетике отстала. Однако мы понимаем сегодня, что нефти и газу в определённый момент придёт конец – это ограниченный ресурс. Необходимо срочно использовать мировой опыт самых продвинутых угольных технологий, которые основываются на переработке угля на месте его добычи. Это, в свою очередь, безусловно, снизит нагрузку на транспорт.

До сих пор никто не производил серьёзного расчёта, который бы ответил на вопрос: что выгоднее – развивать железные дороги или всё-таки строить мощные современные линии электропередачи? Сибирь, в которой сосредоточено 80% полезных ископаемых, – практически замкнутая энергосистема. Узенькая тропиночка есть через Казахстан, через дружественное нам, но всё же зарубежное государство. И в то же время Урал и европейская часть страны просто отрезаны от главной ресурсной базы.

К угольному топливу в современном мире предъявляются новые требования. Оно должно становиться более универсальным. Так называемый чистый метод сжигания угля уже внедряется не только в США, но и у нас, в частности на Кузбассе сейчас создаётся Караканский топливно-энергетический кластер. Он должен доказать, что такой подход выгоден с точки зрения экономики.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31